Профилактика кризисных состояний

Рекомендации для педагогов

Рекомендации классному руководителю

по оптимизации межличностных отношений учащихся в школе

в рамках профилактики суицидального поведения

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Зачастую формальное отношение некоторых классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь и организовать соответствующую работу.

Взаимоотношения классных руководителей с учащимися должны строиться на основе   уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения и отношения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

–  изучение межличностного взаимодействия в коллективе класса (социометрия), проводимое два раза в год: октябрь и конец апреля-май месяцы, на основании которых классный руководитель планирует мероприятия по работе с классом, направленные на: сплочение, профилактику и коррекцию межличностного неблагополучия, формирование дружеских связей и т.п.;

–  вселять в детей уверенность в свои силы и возможности;

–  внушать им оптимизм и надежду;

–  проявлять сочувствие и понимание;

–  планировать и проводить такие мероприятия, как:классные часы, беседы, информационные часы, круглые столы, тренинговые занятия, родительские собрания и т.п., по следующим направлениям:

–  формирование ценности жизни;

–  формирование здорового образа жизни;

–  формирование умения разрешать сложные жизненные ситуации, устойчивости  учащихся к стрессу и др.;

–  осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

 

 

свернуть

Рекомендации для педагогов

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СУИЦИДООПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ
👉 проблемы в семье;
👉отвержение сверстниками;
👉 потеря любимого человека;
👉 межличностные конфликты;
👉 неудачи в обучении.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ РИСК ПОГРАНИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ
🔥потеря интереса к обычным видам деятельности;
🔥внезапное снижение успеваемости;
🔥необычное снижение активности,
🔥неспособность к волевым усилиям;
🔥резкое ухудшение поведения;
🔥участившиеся прогулы.

ЧТО ПОМОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА
📌установите заботливые отношения;
📌помогите определить источник психического дискомфорта;
📌дайте понять, что проблемы можно решить конструктивно;
📌помогите ребенку осознать его личностные ресурсы;
📌помогите определить перспективу на будущее;
📌внимательно выслушайте подростка!
❗️❗️❗️ПОМНИТЕ, ДЕТЯМ НУЖНО НАШЕ ВНИМАНИЕ

свернуть

проведение месячника по профилактике кризисных состояний учащихся 09.09.2023 – 10.10.2023

УТВЕРЖДАЮ

Директор учреждения образования «Богатырская базовая школа Полоцкого района»

______ С.Г.Медведева

«____»_______2023 г.

ПЛАН

ГУО «Богатырская базовая школа Полоцкого района»

проведения месячника по профилактике кризисных состояний учащихся

09.09.2023 – 10.10.2023

Название и форма мероприятия

Цель

Дата проведения

Участники,

ответственные

1

Урок-игра «Подари улыбку другу»

 

Развитие групповой сплоченности, навыков общения, познавательных процессов

27.09.2023

 4 кл.,

Шалуха Н.М., кл. руководитель;

Синькевич Е.Д.,

педагог-психолог

2

 

Классный час для учащихся «Чудесное поле дружбы»

 

 

Развитие групповой сплоченности, навыков доброжелательногои эмпатийного общения, профилактика конфликтов

29.09.2023

5-6 кл.,

Боборыко Н.Ф.,

кл. рук. 5 класса,

Пинчук С.Ю.,

кл. рук. 6 класса,

Синькевич Е.Д.,

педагог-психолог

3

Игра для учащихся «На что потратить жизнь»

 

Развитие ценностных ориентаций, навыков целеполагания

10.10.2024

7-9 кл.,

Марченкова Л.М.,

Гладышева Т.В.,

Бохан ИГ.,

Синькевич Е.Д.,

педагог-психолог

4

Психологическая игра «Жизненные ценности»

Способствовать осознанию подростками собственной системы ценностей и ее влияния на жизненные перспективы

05.10.2024

8-9 кл.

Синькевич Е.Д.,

педагог-психолог

5

Оформление стендовой информации, рекомендаций, консультирование

Профилактика эмоционального неблагополучия, суицидального риска, конфликтов, просвещение по вопросам ЗОЖ, выхода из стресса, кризиса

20.09.-20.10

Все участники учебного процесса

6

Индивидуальные консультации для родителей «Ребенок – взрослый?!»

Профилактика эмоционального неблагополучия, стрессовых состояний в семье, превенция подросткового суицида, психолого-педагогическое просвещение родителей

09.09 – 10.10

Родители учащихся

5-9 классов

 

 

Заместитель директора по учебной работу                                  М.Ю.Сухорукова

свернуть

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СУИЦИДООПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СУИЦИДООПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ
👉 проблемы в семье;
👉отвержение сверстниками;
👉 потеря любимого человека;
👉 межличностные конфликты;
👉 неудачи в обучении.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ РИСК ПОГРАНИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ
🔥потеря интереса к обычным видам деятельности;
🔥внезапное снижение успеваемости;
🔥необычное снижение активности,
🔥неспособность к волевым усилиям;
🔥резкое ухудшение поведения;
🔥участившиеся прогулы.

ЧТО ПОМОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА
📌установите заботливые отношения;
📌помогите определить источник психического дискомфорта;
📌дайте понять, что проблемы можно решить конструктивно;
📌помогите ребенку осознать его личностные ресурсы;
📌помогите определить перспективу на будущее;
📌внимательно выслушайте подростка!
❗️❗️❗️ПОМНИТЕ, ДЕТЯМ НУЖНО НАШЕ ВНИМАНИЕ

свернуть

План проведения месячника профилактики кризисных состояний суицидального риска у детей и подростков

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования «Богатырская базовая школа Полоцкого района»

________С.Г.Медведева

«___»________2024 г.

 

 

 

План проведения месячника профилактики кризисных состояний суицидального риска у детей и подростков учреждения образования «Богатырская базовая школа Полоцкого района»

(12.02.2024-12.03.2024)

 

Цель:

 

оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности ребёнка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия учащихся (в первую очередь, семью, класс и педагогический коллектив) с целью оказания психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность учащегося и процесс его развития.

 

Задачи:

 

  • формировать ценностное отношение к жизни у обучающихся, укреплять психологическое здоровье;

 

  • пропагандировать среди обучающихся и родителей вопросы сохранения здоровья;

 

  • выявлять детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказывать первую экстренную помощь;

 

  • раскрывать проблемы возникновения суицида среди детей и подростков;

 

- обеспечивать безопасность ребёнка, снимать стрессовое состояние;

 

  • изучать особенности психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем;

 

  • формировать у школьников позитивную адаптацию к жизни, как процессу сознательного достижения человеком относительно устойчивых отношений между собой, другими людьми и миром в целом;

 

- формировать позитивный образ «Я», уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей;

 

  • формировать конструктивное взаимодействие подростков между

собой.

 

 

 

 

п\п

Название мероприятий

Дата проведения

Ответственные

1.

Отражение информации о проведении месячника на сайте учреждения образования

 

Оформление информационных стендов «Мой выбор – жить с позитивом!»

09.02.2024

Шалуха Н.М.

2.

Информирование участников образовательного процесса о проведении Месячника, значимости региональных карт помощи пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации

12.02.2024

Шалуха Н.М.

Синькевич Е.Д.

3.

Повторная рассылка рекомендаций в чаты для учащихся 6-9 классов, педагогов, родителей о размещении ссылок на региональные карты помощи

до 15.02.2024

Шалуха Н.М., классные руководители

4.

Проведение психолого-педагогического консультирования обучающихся, направленного на изучение и коррекцию эмоциональной сферы обучающихся, профилактику суицидальной активности аутоагрессивного поведения

В течение месячника

Синькевич Е.Д.

5.

Демонстрация видеороликов для учащихся по пропаганде  ценности жизни

В течение месячника

Шалуха Н.М., Колесникова А.А.,

классные руководители

6.

Проведение внеклассных мероприятий по профилактике суицидальных проявлений у несовершеннолетних:

-«Секреты позитивного общения» (1-4 класс)

-«В поисках хорошего настроения» (5-8 класс)

- «Поговорим о поддержке»

(9 класс)

-«Взаимоотношения между одноклассниками» (6-7 классы)

-«Правила личной безопасности (3-4 классы)

-«Социальные нормы и асоциальное поведение» (9 класс)

-конкурс рисунков «Моё будущее» (1 класс)

- «Как здорово жить» (2 класс)

В течение месячника

Классные руководители 1-9 классов

7.

Подготовка листовок для родителей «Ответственность родителей за жизнь и воспитание детей»

24.02.2024

Колесникова А.А.

8.

Просмотр с обсуждение социальных видеороликов антинаркотической и правовой направленности (7 класс)

02.03.2024

Колесникова А.А.

9.

Психологический квест по профилактике суицидального поведения, формированию позитивных жизненных целей у обучающихся и развитию мотивации к их достижению

(5-6 классы)

21.02.2024

Синькевич Е.Д.,

Колесникова А.А.

10.

День здоровья «Твой выбор – ЗОЖ!»

09.03.2024

Шлюпский Ю.В.

11.

Видеочеллендж

 «Жизнь – это…»

05.03.2024

Белоус М.В.,

Синькевич Е.Д.,

Колесникова А.А.

12.

Акция «Угадай эмоцию»

04.03.2024

Синькевич Е.Д.

13.

Мониторинг социальных сетей с целью выявления учащихся, подверженных депрессивному, суицидальному направлению. Разработка на основе результатов мониторинга методических рекомендаций для родителей и педагогических работников

В течение месячника

Классные руководители 5-9 классов

14.

Проведение информационного часа «Жить в мире и согласии»

29.02.2024

Классные руководители

15.

Психологическая беседа «Психологическо здоровье благополучие» (9 класс)

19.02.2024

Синькевич Е.Д.

16.

«Как совладать со стрессом»

(8-9 классы)

29.02.2024

Синькевич Е.Д.

17.

Психологическое занятие «Наши эмоции» (1 класс)

02.03.2024

Синькевич Е.Д.

18.

Книжные выставки, обзоры литературы «Жизнь – это чудо!»

В течение месяца

Дабижа Р.В.

19.

Викторина «Паутина» (8 класс)

12.03.2024

Колесникова А.А.

20.

Размещение памяток в родительские чаты «Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях»,

«Как научиться понимать и принимать подростка?», «Психологические особенности подростка»

В течение месяца

Классные руководители

21.

1.Обучающий семинар для педагогических работников

с участием директора ГУО «Социально-педагогический центр г.Полоцка».

2.Интерактивное занятие социального педагога СПЦ Калуженок В.В.по теме «Жизнь дороже сокровищ», направленное на профилактику кризисных состояний в подростковой среде

20.02.2024

 

 

 

 

     22.02.2024

Шалуха Н.М.

23.

Посещение учащихся по месту жительства с целью привлечения законных представителей несовершеннолетних к более конструктивному и внимательному воспитанию детей

В течение месячника

Классные руководители

24.

Распространение для педагогов памяток:

«Как понять, что ребенок решился на самоубийство»,

«Правила беседы педагога с подростком, находящимся в кризисном состоянии»

27.02.2024

Синькевич Е.Д.

25.

Подготовка для классных руководителей методических разработок классных часов мероприятий по профилактике суицидального риска: «Жизнь одна», «Мир моих чувств и эмоций», «Жизнь – бесценный дар», «Как прекрасен этот мир», «Жизнь прекрасна», «Просто жить», «Корабль жизни», «Цени свою жизнь»

В течение месячника

Синькевич Е.Д.

26.

Информационный час «Жизнь дороже всех сокровищ»

07.03.2024

Классные руководители

27.

Классные родительские собрания:

-«Осторожно: суицид» (9 класс);

-«Мой ребенок – подросток»

(7-8 класс);

-«Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…» (5-6 класс)

В течение месячника

Классные руководители 5-9 классов

28.

Информирование родителей и учащихся о проведении консультаций несовершеннолетних и их законных представителей, оказавшихся в кризисной ситуации

По мере необходимости

Классные руководители

29.

Акция «Закончи предложение»

В течение месячника

Синькевич Е.Д.,

Колесникова А.А.

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе                       Н.М.Шалуха

свернуть

Рекомендация для родителей

Памятка родителям

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА

Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными ичто особенно важно, деликатными с ними. От заботливого, любящего челове­ка, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. «Что посеешь, то и по­жнёшь!» - гласит народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном ее проявлении. Поэтому совет родителям прост и до­ступен: «Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе».

Подростковый суицид крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желанного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков, таким способом.

 

Причины проявления суицида:

>  Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых,

>  Резкое повышение общего ритма жизни.

>  Социально-экономическая дестабилизация.

>  Алкоголизм и наркомания среди родителей.

>  Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие.

>  Алкоголизм и наркомания среди подростков.

>  Неуверенность в завтрашнем дне.

>  Отсутствие морально-этических ценностей.

>  Потеря смысла жизни.

>  Низкая самооценка, трудности в самоопределении.

>  Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.

>  Безответная влюбленность.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, ни­кому не говорят о своих намерениях, неверно.

 

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде кто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», во­просы «А что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, поми­риться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

 

Несколько признаков готовности ребенка к суициду:

□   утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апа­тия, безволие;

□   пренебрежение собственным видом, неряшливость;

□   появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

□   резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

□   внезапное снижение успеваемости и рассеянность:

□   плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

□   склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

□   проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

□   безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

□   стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить про­щение за все, что было;

□   самообвинения или наоборот - признание зависимости от других;

□    шутки и иронические высказывания либо философские размышле­ния на тему смерти.

При проявлении 1-2 признаков следует обратить особое внимание на ребенка

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде вне­запно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увле­чен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напря­жение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «ка­кова причина» и «какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бой­тесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей, покушающихся на свою жизнь - психически здо­ровые люди, личности,  творчески одаренные,  просто оказавшиеся в сложной ситуации.

Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

 

Если замечена  склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризи­са любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за слезами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испы­тывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может слу­жить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она мо- гут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о само­убийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

 

     Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разго­вора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризи­са нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетент­ности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, при­няв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Попытайтесь убедить под­ростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию дальнейших действий.

 

Что делать? Как помочь?

Если

Вы слышите

Обязательно

скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех...»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай  пого­ворим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте.., да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подав­лен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай об­судим, какие у нас про­блемы, как их можно раз­решить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня бес­покоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действи­тельно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя по­нять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощу­щаешь вину. Давай пого­ворим об этом»

«И что ты теперь хо­чешь? Выкладывай не­медленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай подумаем, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался»

 

 

Уважаемые родители, любите своих детей и чаще говорите им об этом, уделяйте им каждую свободную минуту, интересуйтесь их делами, учите преодолевать трудности, убедите в том, что любая черная поло­са обязательно сменится белой. Удачи вам на этом пути!

 

 

свернуть

Рекомендации для учащихся