Работа с высокомотивированными учащимися

ПЛАН РАБОТЫ ГУО «БОГАТЫРСКАЯ БАЗОВАЯ ШКОЛА ПОЛОЦКОГО РАЙОНА» С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования

«Богатырская базовая школа

Полоцкого района»

_________С.Г. Медведева

«___»    __________2023 г.

 

 

ПЛАН РАБОТЫ ГУО «БОГАТЫРСКАЯ БАЗОВАЯ ШКОЛА ПОЛОЦКОГО РАЙОНА»

 С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

ЦЕЛЬ: создать условия для развития у учащихся потенциальной одаренности    как предпосылки становления и развития творческой личности.

ЗАДАЧИ: формировать у учащихся познавательную потребность, интеллектуальные умения; стимулировать развитие личностных качеств, необходимых для самораскрытия, самовыражения и самосовершенствования; использовать активные формы внеклассной и внешкольной работы, стимулирующие детскую креативность, рефлексивные умения, адекватность самовосприятия; организовать психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов по данной проблеме.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с учащимися

1

Формирование банка данных об одаренных и талантливых детях по результатам интеллектуальных соревнований, творческих, спортивных соревнований и конкурсов.  Отслеживание этапов продвижения учащихся

Сентябрь

Зам. директора по УР, классные руководители,

педагог-психолог

2

Проведение первого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

Октябрь

Зам. директора по УР, педагоги школы

3

Участие в районном этапе республиканской олимпиады по финансовой грамотности

Сентябрь

Зам. директора по УР, Бохан И.Г.,

Гладышева Т.В.

4

Участие в Витебских областных олимпиадах и конкурсах, дистанционных международных конференциях

В течение учебного года

Зам. директора по УР, педагоги школы

5

Участие в конкурсе работ исследовательского характера учащихся учреждений общего среднего образования Витебской области «ЭВРИКА»

Октябрь-ноябрь

Зам. директора по УР, руководители УМО

6

Участие в районном этапе областного конкурса научных эколого-биологических работ учащихся

Октябрь

Зам. директора по УР, Боборыко Н.Ф.

7

Проведение предметных Недель с активным участием высокомотивированных учащихся

Ноябрь, январь, февраль

Зам. директора по УР, руководители УМО

8

Участие учащихся школы в интернет-олимпиадах, интернет-конкурсах

В течение учебного года

Зам. директора по УР, педагоги школы

9

Участие в творческих районных конкурсах, организованных управлением по образованию

По плану управления по образованию

Зам. директора по ВР, педагоги школы

10

Участие в областных и республиканских конкурсах: «ТехноЕлка», «Калядная зорка», «На добрую память», «Жывая класіка», «Script.Art.by» и др.

В течение учебного года

Зам. директора по УР, ВР, педагоги школы

11

Участие в интеллектуальных конкурсах, проводимых общественным объединением «Белорусская ассоциация «Конкурс»

В течение учебного года

Педагоги школы

12

Организация индивидуальных и групповых занятий с высокомотивированными учащимися

В течение учебного года

Зам. директора по УР, педагоги школы

13

Организация платных дополнительных образовательных услуг

В течение учебного года

Зам. директора по УР, педагоги школы

14

Организация и проведение школьной учебно-исследовательской конференции «ПростоНаука»

Март-апрель

Зам. директора по УР, педагоги школы

15

Участие в районном конкурсе работ исследовательского характера «Юный исследователь», «С наукой в будущее», «Первый шаг в науку»

Апрель-май

Зам. директора по УР, педагоги школы

16

Участие в районной олимпиаде по учебным предметам для учащихся IV-VIII классов

Апрель-май

Зам. директора по УР, педагоги школы

17

Анализ качества знаний учащихся по учебным предметам

По итогам четверти

Зам. директора по УР, руководители УМО

18

Поощрение одаренных учащихся

В течение учебного года

Руководство школы

Работа с педагогами

19

Пополнение банка педагогической информации по работе с высокомотивированными учащимися:

- олимпиадные задания по предметам;

- дидактические материалы повышенного уровня сложности по учебным предметам (тесты, карточки для дифференцированной работы и т.д.);

- учебные занятия с использованием современных информационных технологий;

- разработки интеллектуальных мероприятий.

В течение учебного года

Зам. директора по УР, руководители УМО,

педагоги школы

20

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, конференций

Сентябрь

Руководство школы

21

Инструктивно-методическое совещание с педагогическим коллективом по вопросам работы с высокомотивированными учащимися

Сентябрь

Руководство школы, педагоги

22

Индивидуальные консультации для педагогов «Профессиональные качества, необходимые учителю для работы с высокомотивированными учащимися»

В течение учебного года

Зам. директора по УР

23

Повышение квалификации педагогов через систему школьных, районных, областных тематических семинаров

В течение учебного года

Зам. директора по УР

24

Оказание методической помощи педагогам, классным руководителям по организации работы развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности

В течение учебного года

Зам. директора по УР, руководители УМО

25

Размещение на школьном сайте материалов по работе с высокомотивированными учащимися

В течение учебного года

Зам. директора по УР, зам. директора по ВР, педагог-психолог

26

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми:

- выступление учителей на семинарах, педагогических советах;

- участие в работе районных учебно-методических объединениях.

В течение учебного года

Зам. директора по УР, зам. директора по ВР

27

Рассмотрение вопросов по работе с высокомотивированными учащимися на совещаниях при директоре

В течение учебного года

Руководство школы

28

Сбор и подготовка аналитической информации:

- формирование и своевременное пополнение базы данных «Одаренные и высокомотивированные учащиеся»;

- анализ результатов всех этапов республиканской олимпиады по учебным предметам;

- мониторинг результативности работы с высокомотивированными учащимися.

В течение учебного года

Зам. директора по УР, руководители УМО

Работа с родителями

29

Организация необходимой педагогической помощи работы среди законных представителей высокомотивированных учащихся:

- собеседования педагогов с родителями;

- определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны законных представителей высокомотивированным учащимся;

- привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования

В течение учебного года

Руководство школы,

педагоги школы

 30

Организация необходимой психолого-педагогической работы среди законных представителей высокомотивированных учащихся

В течение учебного года

Педагог-психолог

31

Поддержка и поощрение родителей высокомотивированных учащихся на родительских собраниях, торжественных мероприятиях

В течение учебного года

Руководство школы, классные руководители

 

 

 

 

 Заместитель директора по учебной работе                                                                                            М.Ю.Сухорукова

 

свернуть

План работы педагога-психолога по сопровождению высокомотивированных учащихся 2023/2024 учебный год

План работы педагога-психолога

по сопровождению высокомотивированных учащихся

2023/2024 учебный год

 

На начало учебного года составлен и утвержден  план работы педагога-психолога по сопровождению высокомотивированных учащихся на 2023/2024 учебный год.

В октябре-ноябре проводятся мероприятия направленные на изучение психологических особенностей учащихся 5-9 класса.

В октябре-апреле проводятся занятия с элементами тренинга, направленные на снятие психологического напряжения, обучению навыкам саморегуляции, развитию коммуникативных навыков (5-9 классы).

На протяжении года по запросу законных представителей учащихся и учителей проводятся тематические консультации .

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственный

 

Работа с учащимися

   

1.

Создание базы данных с учетом академических достижений, творческих способностей учащихся

Сентябрь

Педагог-психолог

2.

Совместная работа с учителями по выявлению одаренных детей

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

3.

Психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках; обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях

Октябрь-апрель

Педагог-психолог

4.

Коррекционно-развивающая работа по снятию тревожности, нервно-психического напряжения

Январь-март

Педагог-психолог

 

Работа с родителями

   

5.

Тематические консультации для родителей:

·        «Как реализовать потенциальные возможности ребенка»

·        «Особенности подросткового возраста»

 

 

Декабрь

 

Апрель

 

По запросу

Педагог-психолог

 

Работа с педагогами

   

6.

Консультирование педагогов по запросу

В течение года

Педагог-психолог

7.

Разработка рекомендаций для педагогов по работе с высокомотивированными детьми,

В течение года

Педагог-психолог

8.

Тематические консультации для педагогов:

·        «Основные представления об одаренности»

 

 

Декабрь

Педагог-психолог

 

Педагог-психолог                                                                ЕД. Синькевич

свернуть

Советы педагога-психолога по работе с высокомотивированными учащимися

  1. Поверьте, работа с одаренным и высокомотивированным учащимся оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность Вашей личности, Вашего самоуважения и в очень большой степени Вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.
  2. У высокомотивированного учащегося, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но такому ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой учащийся и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде «зазнайства» и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.
  3. Уважайте и обсуждайте любую, даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учащимся. По выражению Нильса Бора, именно «сумасшедшие» идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к руководству, чтобы этому учащемуся подобрали другого педагога, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: учащийся может разочароваться в Вас.
  4. Это, конечно, не значит, что высокомотивированным детям нужны только всезнающие учителя, «ходячие энциклопедии». Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без «закомплексованности», да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.
  5. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого учащегося. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя одаренные и высокомотивированные  дети - благодарные учащиеся.
  6. Учитель всегда должен помнить, что такому учащемуся необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, учащийся, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные  – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.
  7. Психология отмечает, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные   дети редко обладают школьной и учебной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их «завести». Учитель может пользоваться этой их особенностью.
  8. Все одаренные и высокомотивированные  дети обладают невероятной способностью «поглощать» знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.
  9. В соответствии с интересами учащегося  определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, он  удовлетворит свое любопытство, свой «исследовательский инстинкт». Научным руководителем темы может быть  учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.
  10. От учителя одаренных и высокомотивированных  детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический «багаж». Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только «в коллективе», слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем.
свернуть

Рекомендации по работе с высокомотивированными детьми для учителя

  • Развивайтесвой интеллект, пополняйте копилку своих знаний (и не только по предмету). 
  • Позволяйтедетям исправлять ошибки, если вы их допустили, не бойтесь выглядеть смешным.
  • Совершенствуйтесвое чувство юмора, но бойтесь сарказма (высокомотивированные учащиеся очень ранимы).
  • Изучайтеиндивидуальные особенности поведения высокомотивированных учащихся.
  • Создавайтеблагоприятную атмосферу на уроке, т. к. она способствует развитию познавательной активности ребенка.
  • Уделяйтевнимание индивидуальной работе с одаренным ребенком в классе.
  • Помнитео том, что у одаренного ребенка часто завышена самооценка, но не ставьте это ему в вину.
  • Используйтепроблемно-исследовательский метод на уроке. 
  • Будьте готовык тому, что у одаренного ребенка может быть нестандартное мышление, не отвергайте высказанные им идеи.
  • Стремитеськ тому, чтобы обучение носило творческий, а не репродуктивный характер.

  Для учителей рекомендации по работе с высокомотивированными детьми:

  1. На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
  2. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
  3. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная, поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
  4. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  5. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
  6. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
  7. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  8. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  9. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
  10. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.
  11. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
свернуть

Рекомендации классному руководителю в работе с одарёнными учащимися

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников, является система внеклассной воспитательной работы. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные объединения дополнительного образования, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, исследовательская работа учащихся.

Методы и формы работы с одаренными учащимися должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться определенным своеобразием.

Классный руководитель должен побуждать ребят к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное достижение поставленных целей. Взаимодействие классного руководителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки. Создать в классном коллективе условия для развития индивидуальных способностей каждого ученика реально. И продуктивней всего строить свою работу с учащимися, если следовать принципу «в каждом есть потенциал».

Рекомендации по организации работы с одаренными детьми:

— Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

— Вы должны преодолеть сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке, не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

— Совершенствуйте систему развития способностей, а не запаса знаний.

— Должное внимание уделяйте индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время.

— На уроках и вне активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер:

— Ориентируйтесь на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

— Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ученика, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в благоприятной атмосфере. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

— Уважайте и обсуждайте любую идею ученика. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что нам кажется непостижимым.

— Помните о том, что одаренных учеников отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», к экспериментированию.

— Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

— Необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью, и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи, поэтому развивайте в себе чувство юмора.

— Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. Стимулируйте ученика, хвалите.

— Позволяйте детям вести себя свободно в общении и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг, и, следовательно, свои обязанности выполнил.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми.

— Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;

— Быть доброжелательным и чутким;

— Быть зрелым, т. е. четко осознавать свои цели и задачи;

— Быть эмоционально стабильным, т. е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

— Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

— Обладать чувством юмора;

— Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;

— Стимулировать когнитивные способности учащихся;

— Быть готовым к работе с одаренными детьми.

свернуть

Методы и приёмы работы с одарёнными детьми

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты.

Для получения первичной информации о направленности интересов учеников начальных классов можно использовать методику «Палитра интересов».

 Ребятам предлагается ответить на 35 вопросов, которые составлены в соответствии с условным делением склонностей ребёнка на семь сфер:

  • математика и техника;
  • гуманитарная сфера;
  • художественная деятельность;
  • физкультура и спорт;
  • коммуникативные интересы;
  • природа и естествознание;
  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Если то, о чём говорится, не нравится, ребятам нужно поставить знак -; если нравится - +; если очень нравится - ++.

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе…»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Играть с техническим конструктором.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, на поле.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных.
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать своё мнение).
  27. Ухаживать за домашними животными и растениями.
  28. Помогать взрослым, делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).
  29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Участвовать в играх – драматизациях, в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

В итоге подсчитывается количество плюсов и минусов по вертикали. Доминирование там, где наибольшее число плюсов. Полученная информация даёт возможность более объективно судить о способностях и характере одарённости ребёнка.  Далее провести педагогическую диагностику уровня развития детской одарённости. Диагностика помогает определить степень развитости определённых черт личности учеников. Согласно диагностике оценить степень выраженности черт по следующей уровневой системе:

3 балла – данная черта проявляется всегда;

2 балла – данная черта проявляется часто, но не всегда;

1 балл – данная черта проявляется, но достаточно редко;

О баллов – данная черта не проявляется совсем.

 Учебные характеристики:

  1. Имеет большой запас слов.
  2. Владеет большим объёмом информации и свободно рассуждает на различные темы.
  3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.
  4. Является живым наблюдателем: «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или какой – то деятельности, чем другие.
  5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем это требуется в этом возрасте.
  6. Показывает быстрое понимание арифметики.

Мотивационные характеристики:

  1. Настойчив в поисках решения задания.
  2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.
  3. Обычно прерывает других.
  4. Прилагает усилия для завершения действия.
  5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя.
  6. Упорный в отстаивании своего мнения.

Творческие характеристики:

  1. Любопытен и любознателен, задаёт много вопросов (не только о реально существующих явлениях и предметах).
  2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям («интересно, что бы случилось, если…»).
  3. Часто предлагает необычные ответы, обладает богатым воображением во время рассказа своих историй. Говоря об открытиях, голос возбуждён.
  4. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористическими, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).
  5. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.
  6. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Черты личности:

  1. Самооценка. Реальная оценка своих личностных качеств и способностей. Ребёнок знает свои «сильные» и «слабые» стороны, учитывает их в своей деятельности и в общении с другими людьми.
  2. Старательность. Стремление ребёнка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. Очень старательный.
  3. Демонстративность. Желание всегда быть в центре внимания. Ребёнок стремится любой ценой привлечь внимание взрослых и сверстников.
  4. Эмоциональность. Восприимчивость, чувствительность к явлениям окружающего мира. Выражается в экспрессивных реакциях ребёнка или, наоборот, в излишней тревожности.
  5. Произвольность поведения. Умение подчинять свои желания требованиям необходимости. Ребёнок контролирует свои желания и своё поведение в соответствии со сложившимися обстоятельствами или моральными нормами. Способен быстро концентрироваться, настраиваться на деятельность и долгое время ею заниматься, не отвлекаясь.
  6. Способность к оценке. Критичность мышления. Выражается в способности ребёнка отличать положительные и отрицательные стороны деятельности и поведения других людей.

Заполняется таблица, где указывается:

  1. Ф.И.О.
  2. Характеристики
  3. Черты личности
  4. Всего баллов: учебные, мотивационные, творческие.

Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому не только важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но и уметь правильно осуществлять их развитие. На основании полученных результатов составляется план работы с одарёнными детьми.

В работе с одарёнными детьми применяю следующие методы: исследовательский, частично – поисковый, проблемный, формы работы: классно – урочная (работа в парах, в малых группах), разно уровневые задания, индивидуальные творческие задания, предметные олимпиады, викторины, ролевые игры. В рамках каждого урока стараюсь создать условия для формирования и развития познавательной активности одарённых детей. Для этого использую метод «детского эксперимента».   Суть заключается в том, что ученики сталкиваются с проблемной ситуацией, сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для решения учебной задачи.

На этапе закрепления одарённым ученикам предлагаются карточки с частным случаем (например, определить род существительного ножницы). Ученику предлагается на обратной стороне карточки изложить свои действия по выполнению этого задания и сделать вывод. В конце урока или в начале следующего, при проверке домашнего задания ученику предоставляется возможность объяснить этот случай всему классу.

Также можно организовать на уроках работу в малых группах, в которую входят дети с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одарённый ученик исполняет роль консультанта, оказывает помощь каждому члену группы.

Формы и приёмы работы с одарёнными детьми в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Использую дифференцированные задания по трудности, по уровню творчества, по объёму учебного материала. В результате одарённый ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций, логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение). На уроках математики и во внеклассной работе по предмету практикую решение нестандартных задач. Это логические задачи, когда решение сводится к использованию определённых приёмов. Среди них выделяю задачи:

  • в которых нужно найти соответствие между элементами разных множеств. Например, девочки Берёзкина, Вербицкая и Сосновская посадили березу, вербу и сосну. Каждая из них не посадила дерево, от названия которого произошла её фамилия. Какое дерево посадила каждая девочка, когда известно, что Берёзкина посадила не сосну?
  • задачи на распределение элементов множеств. Например, Света, Алёна, Таня, Галя и Наташа купили три порции мороженого и два пирожных. Галя и Света купили одно и то же, Таня и Света – разные сладости, Света и Алёна – одинаковые. Что купила каждая девочка
  • задачи на упорядочение множества. Например, в очереди в школьный буфет стоят Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Юра стоит

перед Мишей, но после Олега. Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не находится ни возле Олега, ни возле Юры, ни возле Володи. В каком порядке стоят мальчики?

  • задачи про «лжецов». Например, спортсменки Аня, Валя, Галя и Даша заняли первые четыре места на соревнованиях по гимнастике, при этом они не делили между собой эти места. На вопрос, какое место заняла каждая девочка, болельщики ответили:

1-й болельщик: «Аня заняла второе место, а Даша – третье».

2-й болельщик: «Аня заняла первое место, а Валя – второе»

3-й болельщик: «Галя заняла второе место, а Даша – четвёртое»

Каждый из болельщиков ошибся один раз. Какие места заняли в соревнованиях девочки?

  • задачи на проведение цепочки логических рассуждений со следующим арифметическим просчётом. Например, на соревнованиях по стрельбе Вова 10 раз выстрелил по стандартной мишени и выбил 76 очков. Сколько раз мальчик попадал в «пятерку» и в «семёрку», когда известно, что «десяток» было четыре, а других попаданий не было?

Решение таких задач развивает мышление детей; содействует воспитанию терпения, настойчивости и воли; пробуждает интерес к процессу поиска ответа; даѐт возможность чувствовать глубокое удовлетворение от поиска правильного решения. Используя нестандартные задачи, можно помочь ученикам проявить свои способности, развить инициативность, самостоятельность и творческий потенциал.

 При работе с категорией одарённых детей применяю и дифференцированные домашние задания.

Среди форм внеурочной работы большое значение в развитии детей имеет проведение предметных олимпиад. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют его интерес к наукам. В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

 Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить». В своей работе на уроке учитель может использовать:

  • Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  • Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  • Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
  • Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
  • Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  • Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  • Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
  • Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  • «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  • Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения.

 Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями. Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

  1. «И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

  • Оба слова - из четырех букв;
  • В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
  • При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз
  • помыть;

o И то и другое может блестеть;

o Из них иногда льется вода;

o Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

  1. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных. Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

  1. «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель. Например, «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс-салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
  2. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
  3. «И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.

 Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.

Упражнения для развития творческого восприятия помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

  1. Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
  2. Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
  3. Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
  4. «Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
  5. «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.
  6. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.
  7. «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
  8. «Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
  9. «Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
  10. «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
  11. «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку

придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

  1. «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
  2. «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
  3. «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».

Таким образом, для того, чтобы потенциал одарённого ребёнка раскрылся полностью, необходимо и дальше вести ежедневную, кропотливую индивидуальную работу, как на уроке, так и во внеурочное время.

свернуть

Развитие одарённости учащихся

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Система работы с одарёнными детьми в начальных классах включает в себя следующие компоненты:

  1. выявление одарённых детей;
  2. развитие творческих способностей на уроках;
  3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  4. создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используется система развивающих задач-минуток, которые предлагаются учащимся в качестве разминки на уроке. Кроме этого в уроки включаются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На всех уроках используется дифференциация: для способных детей предлагаются более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для этого подходят уроки по курсу «Человек и мир».

Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – работа факультативных занятий. Здесь, работая в малых группах, максимально реализуется дифференциация обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основная задача – так построить весь образовательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей. Учитывая психологические особенности одарённых детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций (На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?); групповым дискуссиям (Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой); творческому самовыражению (Составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.); самопроверке (сверка с написанным образцом; проверка по словесной инструкции; взаимопроверка с товарищем; сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике; коллективное выполнение задания и коллективная проверка).

Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приёмов работы:

Приём «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера (по тексту должна пройти конференция с "гостем" из произведения. Роль гостя достается самому подготовленному ученику, все остальные - журналисты. Вопросы готовит каждый.)

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным (-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать?)

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание (заполнение кластера при чтении сказки.)

Прием «Шесть шляп критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений (группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Например, «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа».)

Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

Задания для тренировки внимания

  1. Расшифруй слова и запиши их.

421,3467, 35121, 9810, 10439, 25131, 1086, 108910, 28517, 983, 34911, 109121, 285, 10471, 54687, 4611, 9473.

Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

  1. Выполни задания.
  • Отдели плод от растения. СОШИСНШАКА

Комментарий: зачеркнув буквы слова шишка (плод), получаем название растения — слово сосна.

  • Раствори белое в прозрачном. СВОАДХАРА
  • Убери горячее — останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ
  • Найди друга и врага Буратино. МАБАЛЗЬВИИЛИНОА
  • Зачеркни ядовитое — оставь съедобное. ПООПГАНЁНОККА
  1. Из каждой строчки выбери лишь те буквы, которые не повторяются, и составь из них пожелание.

АОБООУАДА —        ИПЬРТПЕИР—       ЭПВФЭСФПЕ —   ВЮЛГВДЛАЮ —

ЖЗСУУЧЖАЗ —        ОАСАОТАЛО —             ГЦИДВГЦЫД —

  1. Допиши стихотворение.

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только...

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у...

Коньки на льду чертили стрелочки, весь день в хоккей играли...

Болтали час без передышки в цветастых платьицах...

При всех померяться силенкой не прочь всегда одни...

Бояться темноты трусишки — все как один они...

  1. Найди в словах числа и запиши их.

Смородина, просто, семья, стриж, сторож, тритон,

пустота, господин.

Задания для развития памяти

  1. Прочитай предложения. Запомни их.

В оркестре было три музыканта.

По реке плыли два парусника и три лодки.

В вазе стояли три розы.

В углу стояла корзина с пятью котятами.

В аквариуме плавали три разные рыбки.

Закрой предложения и ответь на вопросы: сколько музыкантов было в оркестре? Сколько лодок было с парусом и без него? Сколько роз было в вазе? Были ли другие цветы в вазе, кроме роз? Сколько котят было в корзине? Где стояла корзинка? Сколько рыбок плавало в аквариуме? Были ли в аквариуме одинаковые рыбки?

  1. Прочитай три раза слова. Запомни их.

Мама, дети, человек, брат, доброта, тетя, мужчина, ребенок.

Закрой слова и ответь на вопросы: сколько букв в последнем слове? Какое слово состоит только из одного слога? Какое слово третье от начала? Сколько слов заканчивалось на согласную? Какие слова заканчивались на букву А? Встречалась ли в этих словах буква Ж?

  1. Послушай слова, запомни их в том же порядке. Запиши лишь первые

буквы слов — у тебя получится новое слово.

Например: снег, термос, облако, лимон — стол.

Роза, ирис, труд, мера.

Иней, карандаш, роман, аист.

Соловей, турист, еда, носок, акация.

Торт, руль, ухо, баранка, август.

Рояль, ель, мир, осел, нога, тополь.

  1. Определи общий звук (звуки) для слов каждого ряда.

Крот, порог, рот, оброк.

Марка, корова, пир, карета.

Ива, пирог, игра, сито.

Стог, гром, долг, герой.

Забор, коробка, бор, оброк.

  1. Прочитай один раз пары слов. Закрой вторые слова в парах. Прочитай первое слово и запиши по памяти второе.

Дерево — лист

Очки — глаза

Полка — книга

Голова — мысли

Рука пальцы

Бумага — газета

  1. Прочитай ряды слов. Закрой слова, оставив открытыми только первые. Прочитай первое слово и запиши по памяти остальные.

Стол — стул — кресло.

Книга — журнал — газета.

Молоко — трава — корова.

Яблоко — яблоня — садовник.

Мир — война — борьба.

  1. Быстро прочитай слово, закрой его и прочитай с конца.

буз

онес

азор

opeп

аклоп

номил

  1. Запомни слова.

Стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

Вопросы: какие слова состоят из трех слогов? В каких словах есть мягкий знак? Какие слова можно отнести к теме ―Кухня‖?

Задания для развития восприятия

  1. “На одну букву”. За 30 секунд найди и запомни все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы С.
  2. “На несколько букв”. Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
  3. “Переключение внимания”. Взять в руку предмет, рассмотреть его, по команде перевести взгляд на стену. Затем — на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того момента, на котором остановился, а не с начала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
  4. “Метафоры”. Опиши образ, который возникает, например, при слове гаснуть.
  5. “Наполнение слов”. Определи, на что похоже то или иное слово, что оно напоминает.
  6. “Цепочка ассоциаций”. Найди ассоциации, которые возникают на какое-нибудь слово. Затем ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
  7. “Рассказ по картинкам”. Придумай рассказ, используя картинки. (Усложнить задание можно, добавив иллюстрации, не связанные между собой.)
  8. “Комикс”. Составь комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самому и нарисовать их.
  9. “Музыка”. После прослушивания музыки возьми четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя их, изобрази услышанную музыку и озаглавь рисунок.
  10. “Неоконченный рисунок”. Дорисуй кружки (линии, квадраты, крестики и т. п.), чтобы получились законченные образы. Повторяться нельзя.
  11. “Придумай название”. Придумай как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать пословицы, поговорки, крылатые фразы.
  12. “Архимед”. Из предложенного ряда проблем найди как можно больше решений.

Например: как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на Луне? Как сосчитать все звезды? Как сделать машину для приготовления уроков?

Задания для развития речи

  1. Ответы спрятались в вопросах, найди их.

Как зовут девочку, у которой в руках роза?

Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев?

Кто уверен, что в будущем его ждет слава?

Кому хорошо живется на свете?

Сколько в стае сорок?

  1. Вставь пропущенные слова.

Над городом низко повисли снеговые ... . Вечером началась .... Снег повалил большими .... Холодный ветер выл, как дикий .... В конце пустынной и глухой ... вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно ... . Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и ... ей идти. На ней было плохое ... с узкими рукавами, а на плечах ....

  1. Вставь пропущенные слова в устойчивые выражения.

Из ... вон плохо.

Мастер на все ....

Сидеть сложа ....

Золотые ....

  1. Вставь в слова пропущенные имена.

С....р, п...рник, п...т, ав....т, ....шка, ж...ф, ав....шина, м...р, ....мо, д..., кастр..., кварт..., ма...., рав...., п...на, сере...., до.... .

Имена: Толя, Оля, Ира, Тома, Рома, Аля, Дина, Нина, Юля, Лина.

  1. Найди в слове слово.

Например: аквариум — ум, поляна — пол.

Рисовать, бабочка, олень, колобок, золото, ласточка, угол, каблук, песок, гамак, пирог, якорь, успех, клюква, подсказка, ракета, вершина, восемь, овощи, стрекоза, шарф, шутка, экран.

  1. Укажи, какими частями речи являются выделенные слова.

а) Посадила мама в ПЕЧЬ пироги с капустой ПЕЧЬ.

б) Снежное ПОКРЫВАЛО ПОКРЫВАЛО все поле.

в) Ведро дало ТЕЧЬ, и вода стала ТЕЧЬ.

г) Кто без кисти и БЕЛИЛ крыши города БЕЛИЛ?

  1. Найди и запиши слова, которые не меняются, когда с конца они читаются:

а) состоящие из трех букв;

б) состоящие из четырех букв;

в) состоящие из пяти букв.

  1. Из набора слов составь стихотворение.

Мы, и, кто, друг, друга, солнце, мы, на, узнали, не, или, полежали, же, шоколадки, ребятки.

(Мы на солнце полежали

И друг друга не узнали.

Кто же мы — ребятки

Или шоколадки?)

  1. Какие звери спрятались в словах?

Палисадник, поселок, укротитель, заслонка.

Задания для развития логики

  1. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал весить 4 кг. Сколько килограммов меда было первоначально в бочонке?
  2. Шнур длиной 30 м разрезали на три части. При этом одна из них на 1 м больше другой и на 1 м меньше третьей. Найди длину каждой части.
  3. Оля живет в доме вместе со своими мамой, папой, братом, а также одной собакой, двумя котами, двумя попугаями и четырьмя рыбками. Сколько ног у всех обитателей дома?
  4. На отрезке поставили 3 точки. Сколько отрезков получилось?
  5. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий скраю слева, сядет между Матроскиным и дядей Федором, то дядя Федор окажется скраю слева. Запиши, как сидят герои слева направо.

Развивающие игры при организации внеурочной деятельности

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на принципах: научить задавать необычные вопросы, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Эти упражнения необходимо выполнять регулярно.

  1. “И все-таки у них много общего”

Задание. Выпиши из словаря наугад два существительных. Затем попробуй найти между ними связь. Если понадобится, придумай невероятную историю, сюжет которой свяжет слова между собой.

Например: ―Что общего между глазом и водопроводным краном?‖

Оба слова состоят из четырех букв.

У них буква А — третья по счету.

Глазом можно увидеть кран, а при помощи воды из крана помыть глаз.

Оба могут блестеть.

Из них льется жидкость.

  1. “Фантастическое животное”

Для этого упражнения понадобится листок бумаги и карандаш.

Задание. Нарисуй фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

  1. “Архитектор будущего”

Задание. Нарисуй дом. Для этого надо произвольно выбрать 10 существительных. Задача архитектора — нарисовать эскиз жилья, в котором будут представлены выбранные слова.

Например: кастрюля — дом будет в форме кастрюли; ворона — крыльцо будет черным, как ворона.

  1. “Десять плюс десять”

Задание. Возьми любое существительное и напиши в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Затем запиши во второй столбик 10 прилагательных, которые не подходят к существительному.

  1. “И это называется... ”

Задание. Каждый раз, когда твое внимание привлекает что-либо, вообрази, будто видишь это на картине. Придумай для нее подходящее название. Можно короткое, можно развернутое.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, человек и мир, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

свернуть

Организация работы с высокомотивированными учащимися в учреждении общего среднего образования

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Одаренным и талантливым детям свойственно наличие сильно развитого чувства справедливости, проявляющееся очень рано.

Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки;

остро воспринимают общественную несправедливость;

устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу;

не могут четко развести реальность и фантазию;

хорошо развито чувство юмора, так как талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают; юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми;

одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам», но с точки зрения их развития такие попытки полезны;

для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий;

чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в виде пирамиды, вершинами которой являются: интеллектуальная коммуникативная и информационная компетентности.

При этом деятельность педагогов предусматривает:

реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт школы, т е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет пи вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

на осознании самоценности каждого учащегося как уникальной, неповторимой личности;

на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей,

на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития,

на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности:

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;

признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Важно включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

увлечен своим делом;

способен к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

профессионально грамотен:

интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором образовательного процесса;

ориентироваться во всех сферах человеческой жизни.

 Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

факультативные занятия;

объединения по интересам;

занятия исследовательской деятельностью;

НОУ;

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

научно-практические конференции,

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

 Некоторые проблемы развития одаренных детей.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

Первая - создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести, вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.

Вторая - воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития. Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека.

Педагогические программы развития одаренных детей необходимо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не только общие требования педагогики и психологии, но и личность, характер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер.

Одаренность – сложное явление, которое имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным – индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.

Учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точное определения этого явления.

Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир.

Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.

Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных установок.

Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность - поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.

Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры.

Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.

Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения; если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом.

В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором – конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

свернуть

Личность и проблемы одарённого ребёнка

 Что такое одарённость?

Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Учителя, как правило, уверены, что дети с высоким умственным развитием должны успевать по всем предметам школьного курса. Бытует стереотипное представление о том, что одаренные дети – лучшие во всем, поэтому мнение о том, что одаренные дети могут сталкиваться с трудностями в учебе, часто кажется парадоксальным. Специальные исследования подтверждают, что очень высокий уровень развития той или иной сферы у одаренных детей может сосуществовать с низким уровнем развития другой сферы. Такая несогласованность может при определенных условиях вызывать различные трудности.

Американский психолог Л. Силвермен предлагает следующий список признаков одаренности и часто сопутствующих им признаков отсутствия способности к учению (а точнее, слабости), которые могут отмечаться во всех возрастах. Блестящая долговременная память, свойственная большинству одаренных детей и позволяющая им овладевать огромной и сложной информацией, может сочетаться со слабостью кратковременной памяти, из-за которой им часто трудно сразу повторить только что сказанное.

  • Недостатки кратковременной и оперативной памяти связаны также с тем, что им требуется время, чтобы осмыслить, привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запоминание происходит с трудом.
  • Превосходное понимание смысла прочитанного может сочетаться у одаренных детей с трудностями в декодировании букв и слов, которые могут проявляться даже в среднем и старшем школьном возрасте. Им часто легче уловить суть сложной абстрактной концепции, чем справиться с фонетическим и буквенным анализом.
  • Одаренные дети с легкостью осваивают компьютер, но часто не могут научиться писать разборчиво. Неисправимый ужасный почерк для многих из них становится препятствием, если для продолжения обучения необходимо представлять письменные работы.
  • Вообще многие одаренные дети гораздо лучше справляются со сложной и напряженной работой, обеспечивающей вызов их способностям. Рутинная деятельность, простое запоминание, упражнения на повторение выполняются ими с трудом.
  • Они экстремально любознательны, задают много вопросов, но могут быть неспособны к заучиванию неинтересного для них материала.
  • Развитая речь и богатый словарный запас, характеризующие таких детей, могут проявляться только в устной речи, тогда как их письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже и от письменной речи их менее способных сверстников. Поэтому они могут блистать в дискуссиях, но отказываться делать письменные работы.
  • Одаренные дети часто хорошо рассуждают, но их могут так захлестывать эмоции от желания высказать свои идеи, что они теряют нить рассуждений или нужные слова, и их речь кажется сумбурной и непродуманной.
  • Их превосходное математическое мышление может не замечаться учителем из-за того, что даже несложные вычисления выполняются ими с трудом. Часто одаренные дети с большим усилием запоминают таблицу умножения и математические формулы, порой им легче выводить эти формулы самим.
  • Восприимчивые и сообразительные, иногда даже мудрые не по годам, эти дети могут быть безнадежно неорганизованными.
  • Обладая острой наблюдательностью и развитым воображением, они могут быть крайне невнимательными на уроках. Часто обладая острым слухом, они имеют слабую слуховую память и не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям.
  • Одаренные дети часто очень энергичны, активны, способны к длительной и интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени (тесты, контрольные, экзамены).
  • Они имеют блестящее чувство юмора, находчивы, умеют манипулировать людьми, поэтому часто находят умные способы избегать областей, в которых не сильны.
  • Трудности в учении многих одаренных детей трудно обнаружить, поскольку они умеют их хорошо маскировать. В результате, однако, весьма часто одновременно с проблемами остается скрытой и их одаренность.
  • Многие одаренные дети, блистающие в естественных науках, геометрии, механике, технике, музыке, искусстве, испытывают неудачи в освоении иностранных языков и тех предметов, где велико значение слушания и последовательного запоминания.

Проблемы одаренных детей:

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму (линия поведения, которая предполагает уподобление окружающим, отсутствие личного, индивидуального, пассивное принятие существующего мнения), особенно если стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
свернуть