Информация для родителей

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

08.02.2022

Массовые мероприятия

08.02.2022

О новых подходах к итоговой аттестации учащихся

Об оценивании результатов учебной деятельности учащихся V-XI классов учреждений общего среднего образования.

На основании подпункта 3.4.2 приказа Министерства образования Республики Беларусь от 06.02.2018 № 87 "Об итогах работы Министерства образования Республики Беларусь за 2017 год и основных задачах на 2018 год" информируем о введении с 1 сентября 2018 года неудовлетворительных отметок при оценивании результатов учебной деятельности учащихся V-XI классов учреждений общего среднего образования.

Начальник управления  И.А. Дроздова

свернуть

О игровой зависимости и методах борьбы с ней

Зависимость от компьютерных игр — одна из серьезных проблем современного общества. О ней говорят наряду с алкоголизмом и наркоманией, ведь по сути, у всех трех недугов общее влияние — они подчиняют себе людей, отвлекая их от реального мира яркой приманкой и очень быстро вызывают болезненное привыкание. Избавиться от неадекватного пристрастия к компьютерным играм довольно сложно — этот процесс требует вмешательства специалиста и чуткости со стороны окружающих игромана людей, а так же его собственной силы воли и желания вернуться в настоящий мир. По сути, отказ от подобного развлечения — настоящее психологическое лечение, неотложная помощь «заболевшему», которой нельзя пренебрегать.

 

Что такое компьютерная зависимость

Чаще всего зависимости как от игр, так и от интернета и вообще компьютера, подвержено молодое поколение. Случаи, когда бы взрослый сознательный человек проводил сутки за подобным развлечением, довольно редки. Развивается эта компьютерная болезнь постепенна, но если вовремя ей не помешать, то игровая зависимость проявится в крайне тяжелой форме. Настоящий игроман испытывает психологические и физические муки в случае, если его хотя бы на пару часов оторвать от любимой игры. В этом случае просто так избавиться от проблемы не получиться, обязательно потребуется лечение.

 

Механизм воздействия игр на головной мозг предельно прост. По сути, они действуют аналогично наркотикам — воздействуют на организм, заставляя его выделять гормон удовольствия, называемый эндорфин. Вот только если наркотики «добиваются» выделения этого вещества путем химических реакций, то игры принимаются организмом более легко, ведь эндорфин он выделяет «добровольно», на основе испытываемых человеком азарта, радостей от побед и прочих успехов и других переживаний.

Признаки игровой зависимости, требующие лечения

 

Зависимость от компьютерных игр делиться условно на две группы: тяга к обычным компьютерным играм и зависимость от сетевых игр. Симптомы, при появлении которых стоит задуматься о необходимости лечения, выражаются в изменении поведения человека. Некоторые конкретные признаки помогают отличить зависимого игромана от простого игрока:

  • навязчивое стремление проверять обновления игры;
  • постоянное увеличение времени, проводимого за компьютером;
  • постоянное увеличение денежных расходов на платные игры и дополнения к ним;
  • значительно улучшается настроение от игр и резко портиться при их недоступности;
  • ничто не может отвлечь зависимого от компьютерной игры;
  • проявление агрессии по отношению к отвлекающим факторам;
  • пренебрежение всеми важными делами в пользу игр;
  • неспособность как-либо планировать свое время;
  • полный отказ от общения с реальными друзьями, замена их виртуальными спутниками;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и другими личными факторами в полью все тех же развлечений.

Особенно серьезными симптомами являются два последних пункта. При подобном поведении у игромана лечение нужно обязательно. Впрочем, при менее опасных симптомах оно тоже желательно, но, возможно, проблему может решить и простая беседа с родными и близкими.

Физические проявления зависимости от компьютерных игр:

  • постоянная усталость и сонливость;
  • проблемы со сном;
  • мигрень и другие головные боли;
  • повышенная утомляемость;
  • снижение уровня иммунитета;
  • боли в спине и запястьях.

Разумеется, медицинское вмешательство в случае подобных нарушений в функционировании организма уже будет более серьезным. Простая психологическая помощь и последующая реабилитация вряд ли поможет, лечение должно быть направлено не только на избавление игромана от зависимости, но и еще на избавление его от приобретенных физических недугов.

Профилактика игровой зависимости

Предотвратить развитие психологического недуга и избежать последующего лечения может профилактика, которая заключается в следующем:

  • попытаться выяснить, что в виртуальной жизни нравится человеку, чем его не устраивает реальные события;
  • избежать резкой и негативной критики увлечений игромана, выражать свое мнение максимально мягко;
  • проконсультироваться с психологом, предложить зависимому от компьютерных игр встречу со специалистом;
  • попытаться понять суть и процесс любимых игр человека, это поможет пойти на сближение и установить контакт;
  • ограничить доступ игромана к фильмам, книгам и играм, основанным на насилии и жестокости, это поможет избежать усиление приступов агрессии.

Избавление от компьютерной зависимости

Лечение зависимого должно быть мягким и продуманным. Радикальные меры, которые некоторые считают самыми действенными, недопустимы. Запрет на выход из дома, постоянные упреки и замечания, избавление от компьютера и всех игр могут лишь усугубить ситуацию. Зависимый может просто замкнуться в себе, и в таком случае психотерапия не окажет должного влияния, если вообще хоть как-то сможет подействовать на создание пациента. Последствия, к которым могут привести такие карательные попытки лечения, могут оказаться весьма плачевными. Итоги радикальной борьбы с игровой зависимостью вызовет, как минимум, постоянные продолжительные вспышки агрессии или, как максимум, побеги из дома и попытки суицида.

В любом случае, не стоит забывать, что игроман — это человек, нуждающийся в помощи. В случае появления и осложнения симптомов зависимости от компьютерных игр семья не должна отворачиваться от игромана, а, напротив, сплоченно ему помогать. Без поддержки родных и внимательно руководства профессионала психолога пациент не сможет избавиться от своего недуга и полноценно жить в современном обществе. Но при сплоченной работе трех сторон — игромана, семьи и врачей — такое вполне возможно.

свернуть

О проверках тетрадей

Намеснік Міністра адукацыі

Рэспублікі Беларусь

Р.С.Сідарэнка

«­­ 06 »  чэрвеня  2016 г.

МЕТАДЫЧНЫЯ  РЭКАМЕНДАЦЫІ

па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі

 

V. ПРАВЕРКА НАВУЧАЛЬНЫХ, КАНТРОЛЬНЫХ, ЭКЗАМЕНАЦЫЙНЫХ РАБОТ І правядзенне РАБОТы НАД ПАМЫЛКАМІ

 

25. Кожная навучальная работа ў сшытках для навучальных работ вучняў І–ІV класаў па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Матэматыка“, ”Мова нацыянальнай меншасці“ правяраецца ва ўсiх вучняў да наступных вучэбных заняткаў па адпаведным вучэбным прадмеце.

26. У сшытку для навучальных работ па вучэбным прадмеце ”Замежная мова“ правяраюцца:

кожная навучальная работа ў вучняў ІІІ–VІІ класаў да наступных вучэбных заняткаў;

найбольш значныя навучальныя работы (на выбар настаўніка) у вучняў VІІІ–ХІ (XII) класаў, але з такiм разлiкам, каб адзiн раз на тыдзень адпаведныя навучальныя работы правяралiся ва ўсіх вучняў VІІІ і ІХ класаў;  адзiн раз на два тыдні ва ўсіх вучняў Х–ХІ (XII) класаў пры вывучэнні на базавым узроўні, адзін раз на тыдзень ва ўсіх вучняў Х–ХІ (XII) класаў пры вывучэнні на павышаным узроўні.

Асноўныя віды навучальных работ вучняў вызначаны ў вучэбнай праграме па вучэбным прадмеце ”Замежная мова“.

27. Па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Мова нацыянальнай меншасці“, ”Матэматыка“ ў вучняў V–ХІ (XII) класаў правяраюцца найбольш значныя навучальныя работы (на выбар настаўніка). Пры гэтым адзначаныя навучальныя работы правяраюцца:

не менш чым адзiн раз на тыдзень ва ўсiх вучняў VVІІ класаў;

не менш чым адзiн раз на два тыдні ва ўсiх вучняў VІІІ–ІХ класаў;

не менш чым адзiн раз на месяц ва ўсiх вучняў Х–ХІ (XII) класаў.

28. Найбольш значныя навучальныя работы (на выбар настаўніка) па вучэбных прадметах ”Беларуская літаратура“, ”Русская литература“, ”Літаратура нацыянальнай меншасці“, ”Чалавек і свет“, ”Сусветная гісторыя“, ”Гісторыя Беларусі“, ”Грамадазнаўства“, ”Фізіка“, ”Астраномія“, ”Хімія“, ”Біялогія“, ”Геаграфія“ правяраюцца ў кожнага вучня не радзей за адзін раз у месяц, а па вучэбным прадмеце ”Інфарматыка“ – не менш за адзін раз у чвэрць.

29. Адзнакі за выкананне вучнямі ІІІ–ХІ (XII) класаў навучальных работ, выстаўленыя ў сшытках для навучальных работ па адпаведным вучэбным прадмеце, па меркаванні настаўніка могуць заносіцца ў класны журнал і дзённік вучня.

30. Справаздачы па выніках лабараторных работ, эксперыментальных даследаванняў па вучэбным прадмеце ”Фізіка“, практычных работ па вучэбным прадмеце ”Хімія“, практычных работ (пазначаных зорачкай у вучэбнай праграме) па вучэбным прадмеце ”Геаграфія“, найбольш значных, па меркаванні настаўніка, лабараторных  і практычных работ па вучэбным прадмеце ”Біялогія“ правяраюцца да наступных вучэбных заняткаў (пры вялікай колькасці вучняў, якія выконвалі адпаведную работу, – праз адны-два вучэбныя заняткі) у кожнага вучня. Адзнакі, выстаўленыя ў адпаведных сшытках вучняў, заносяцца ў класны журнал і дзённік вучня.

31. Кантрольныя работы правяраюцца ў кожнага вучня
I–ХІ (XII) класаў.
 Па выніках праверкі кантрольных работ вучням
III–ХІ (XII) класаў выстаўляюцца адзнакі ў сшытках для кантрольных работ па адпаведных вучэбных прадметах. За водгукі, навучальныя і кантрольныя пераказы і сачыненні па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Мова нацыянальнай меншасці“ вучням выстаўляюцца дзве адзнакі: адна – за змест, другая – за пісьменнасць. Адзнакі, выстаўленыя па выніках кантрольных работ, заносяцца ў класны журнал і дзённік вучня.

Праверка кантрольных работ, як правіла, ажыццяўляецца да наступных вучэбных заняткаў па адпаведным вучэбным прадмеце. Дапускаецца ажыццяўляць праверку кантрольных сачыненняў і іншых творчых работ па мовах і літаратурах у V–VІІІ класах на працягу тыдня, у ІХ класе – на працягу дзесяці дзён, у Х–ХІ (ХІІ) класах – на працягу двух тыдняў пасля правядзення адпаведнай творчай работы.

32. Па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Мова нацыянальнай меншасці“ ў навучальных работах, якiя правяраюцца, і кантрольных работах настаўнік адзначае і выпраўляе дапушчаныя вучнямi I–IV класаў памылкі наступным чынам.

Няправiльна напiсаную (напісаны):

лiтару або знак прыпынку закрэслівае наўскос, падкрэслівае;

лiчбу закрэслівае тонкай гарызантальнай лiнiяй або наўскос;

частку слова, сказ закрэслівае тонкай гарызантальнай лiнiяй;

замест закрэсленага запісвае ўверсе патрэбныя літары, знакі прыпынку, лічбы, словы, сказы.

Выпраўленыя памылкі адзначаюцца на палях сшытка (акрамя I класа) наступнымі ўмоўнымі знакамі: I – арфаграфiчная, V – пунктуацыйная.

Дапушчаныя вучнямi памылкі на прымяненне правілаў, якiя яшчэ не вывучалiся, настаўнік падкрэслівае, выпраўляе, але на палях сшытка не адзначае і пры выстаўленні адзнакі ў балах вучням III і IV класаў не ўлічвае.

У творчых работах (пераказ, пераклад, сачыненне) настаўнік выпраўляе не толькі арфаграфічныя, пунктуацыйныя памылкі, але і маўленчыя, а таксама памылкі ў змесце. Маўленчыя памылкі і памылкі ў змесце падкрэсліваюцца хвалiстай лiнiяй і адзначаюцца ўмоўнымi знакамi на палях сшытка: З – памылка ў змесце; М – маўленчая памылка. За творчую работу выстаўляюцца дзве адзнакі: адна за змест, другая – за пісьменнасць.

Па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Мова нацыянальнай меншасці“ ў навучальных работах, якiя правяраюцца, і ў кантрольных работах настаўнік адзначае і выпраўляе дапушчаныя вучнямi V–ХІ (XII) класаў памылкі наступным чынам.

Няправiльна напiсаную (напісаны):

лiтару або знак прыпынку падкрэслівае і закрэслівае наўскос;

лiчбу закрэслівае наўскос;

частку слова, сказ закрэслівае тонкай гарызантальнай лiнiяй;

памылкі ў змесце i маўленчыя памылкі падкрэслiвае хвалiстай лiнiяй;

надпісвае правільны варыянт і адзначае на палях сшытка дапушчаныя вучнямi памылкі наступнымі ўмоўнымі знакамі:
I – арфаграфiчная; V – пунктуацыйная; Г – граматычная; З – памылка ў змесце; М – маўленчая; а – аднатыпная; н – нягрубая: I (а), V (н).

Дапушчаныя вучнямi памылкі на прымяненне правiлаў, якiя яшчэ не вывучалiся, настаўнік падкрэслівае, выпраўляе, але на палях сшытка не адзначае і пры выстаўленні адзнакі не ўлічвае.

Пры праверцы дыктанта на наступным радку пасля тэксту дробам указваецца колькасць арфаграфiчных памылак (лiчнiк) i пунктуацыйных памылак (назоўнiк).

Напрыклад:

8/9

За пераклады, водгукі, навучальныя і кантрольныя пераказы і сачыненні вучням выстаўляюцца дзве адзнакі: адна – за змест, другая – за пісьменнасць.

Пры праверцы сачыненняў, пераказаў, перакладаў, водгукаў, іншых творчых работ, якiя разлiчаны на адны або двое вучэбных заняткаў, на наступным пасля тэксту радку настаўнік запісвае дробам у лічніку колькасць памылак у змесце i маўленчых памылак, а ў назоўнiку дробу ўказвае колькасць арфаграфiчных, пунктуацыйных i граматычных памылак.

Напрыклад:

З – М

 

2-2

I – V – Г

 

2-2-1

 

Пры праверцы экзаменацыйных работ вучняў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ і ІІІ ступенях агульнай сярэдняй адукацыі па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Мова нацыянальнай меншасці“ (польская мова, літоўская мова) дапушчаныя вучнямi памылкі адзначаюцца, выпраўляюцца і фіксуюцца такім жа чынам, як і пры праверцы дыктанта, пераказу.

33. У навучальных работах, якія правяраюцца, і кантрольных работах па іншых вучэбных прадметах настаўнік закрэслівае, падкрэслiвае памылкі, у тым ліку арфаграфічныя, пунктуацыйныя, надпісвае правільны варыянт. Такім жа чынам выпраўляюцца дапушчаныя вучнямi памылкі пры праверцы экзаменацыйных работ вучняў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ і ІІІ ступенях агульнай сярэдняй адукацыі па вучэбным прадмеце ”Матэматыка“. Пры гэтым арфаграфічныя, пунктуацыйныя памылкі не ўлічваюцца пры выстаўленні адзнакі.

34. На палях сшыткаў для навучальных і кантрольных работ па вучэбных прадметах ”Матэматыка“, ”Фізіка“, ліста экзаменацыйнай работы па вучэбным прадмеце ”Матэматыка“ насупраць кожнага выкананага задання адзначаецца колькасць балаў, якой ацэнены вынік выканання гэтага задання. Пасля рашэння апошняга задання запісваецца сумарная колькасць балаў за выкананне ўсіх заданняў, якія пераводзяцца ў адпаведную адзнаку. Адзнака запісваецца на адпаведным радку.

35. Вучні ІІ–ІV класаў выконваюць работу над памылкамі ў тых жа сшытках, у якіх выконвалася адпаведная навучальная або кантрольная работа, у тым ліку навучальны дыктант, пераказ, сачыненне або кантрольная работа. Узор выканання работы над памылкамі дае настаўнік.

36. Работа над памылкамі па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Беларуская літаратура“, ”Русский язык“, ”Русская литература“, ”Мова нацыянальнай меншасці“, ”Літаратура нацыянальнай меншасці“, ”Фізіка“, ”Астраномія“, ”Хімія“, ”Матэматыка“ выконваецца вучнямі V–ХІ (XII) класаў пасля правядзення настаўнікам аналізу выканання кантрольнай або навучальнай работы па адпаведным вучэбным прадмеце (найбольш значнай, на выбар настаўніка).

Па вучэбным прадмеце ”Інфарматыка“ тыповыя памылкі, дапушчаныя вучнямі пры выкананні кантрольнай работы, абмяркоўваюцца франтальна.

Работа над памылкамі выконваецца вучнямі ў тых жа сшытках, у якіх яны пісалі кантрольную або навучальную работу. Памылкі, дапушчаныя пры выкананні работы над памылкамі, выпраўляюцца такім жа чынам, як і пры праверцы навучальнай або кантрольнай работы па адпаведным вучэбным прадмеце.

37. Па выніках праверкі работы над памылкамі па меркаванні настаўніка можа быць выстаўлена адзнака, якая можа быць занесена ў класны журнал і дзённік вучня.

38. Выпраўленне памылак, дапушчаных вучнем, надпісванне правільнага варыянта, іншыя запісы ажыццяўляюцца ручкай з пастай чырвонага колеру.

свернуть

О выдаче справок учащимся на проезд в общественном транспорте

Транспортное обеспечение учащихся осуществляется в соответствии нормативными правовыми документами и на основании п. 2 «Транспортное обеспечение учащихся» гл. V. «Обеспечение мер социальной защиты учащихся учреждений общего среднего образования» инструктивно-методического письма «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2019/2020 учебном году», утвержденного 16 августа 2019 г.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.02.2011 № 202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся» (далее – постановление № 202) учащимся, получающим общее среднее и специальное образование, представлено право бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня. Данное право реализуется на основании справки о том, что гражданин является обучающимся учреждения образования.

Типовая форма справки о том, что гражданин является обучающимся, установлена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.06.2012 № 67.

В соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 26 апреля 2010 № 200, выдача справки о том, что гражданин является обучающимся (с указанием необходимых сведений, которыми располагает учреждение образования) осуществляется бесплатно учреждением образования по заявлению гражданина в день его обращения. Срок действия справки для обучающихся, получающих общее среднее образование, – с 1 сентября либо с даты подачи заявления (в случае подачи заявления после 1 сентября) по 31 августа.

С 3 октября 2019 г. вступило в силу решение Полоцкого районного Совета депутатов от 27 сентября 2019г. № 92 «О дополнительных мерах по социальной поддержке обучающихся». В соответствии с данным решением учащиеся г.Полоцка и Полоцкого района получили право на бесплатный проезд в том числе и на пригородных автобусах регулярного сообщения от места жительства к месту учебы. Данное право также реализуется на основании справки о том, что гражданин является обучающимся учреждения образования.

свернуть

О безопасности детей в сети интернет

О новых нормах по бесплатному питанию

С 29 ноября 2014 года на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2014 г. № 1104 установлены новые денежные нормы по бесплатному питанию. Дотация - 3 780 с 1 января 2015 г.

КАТЕГОРИЯ

НОРМА

Горячее питание

1-4 классы

11,762

1-4 классы

одноразовое

15.542 (11.762 + 3.780)

двухразовое

23.384 (19.604 + 3.780)

трехразовое

27.856 (24.076 + 3.780)

5-8 классы

одноразовое

17.212 (13.432 + 3.780)

двухразовое

26.166 (22.386 + 3.780)

9-11 классы

одноразовое

18.015 (14.235 + 3.780)

двухразовое

27.505 (23.725 + 3.780)

свернуть

О сроках выдачи медицинской справки учащимся

Согласно порядку организации проведения медицинских осмотров детского населения медицинская справка обучающимся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования выдается ОДИН РАЗ в ГОД по достижении ребенком паспортного возраста (в месяц рождения), что позволит обеспечить плановое проведение мед. осмотров и обследование детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а так же упорядочить процесс выдачи мед. справки и избежать больших очередей в учреждениях здравоохранения в начале учебного года.

 

свернуть