Советы психолога педагогам

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

Периоды адаптации к новым условиям и активного формирования личности (подростковый и юношеский возраст) нередко характеризуются наличием высокого уровня тревожности. Следствием этого является повышенная раздражительность, состояние ярко выраженного отрицательного отношения к. окружающему, тенденция к аффектным вспышкам.

Фактор повышенной тревожности свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать педагоги и все делать, чтобы помочь детям снять тревожное состояние, так как от этого зависит адаптация ребенка к социальной среде, желание снимать это состояние любым путем, вплоть до асоциальной разрядки. Доминирование тревоги в структуре характера делает ребенка слишком эмоциональным, иногда "взрывоопасным", а отношения между ним и окружающими людьми – более напряженными и накаленными, субъективными. Это в свою очередь мешает рабочей обстановке, создает неблагоприятный психологический климат.

 

Что нужно делать педагогу, чтобы предотвратить это превращение временного состояния тревожности в стабильное, которое снижает адаптационные способности, формирует заниженную самооценку, создает чувство неуверенности, отрицательно влияет на конечный результат деятельности и снижает резервы психического и физического здоровья?

 

Такое превращение можно приостановить, используя учение Э. Фрейда о защитных механизмах.

Одним из важных механизмов, по Фрейду, является механизм рационализации, т.е. рациональное обоснование случившегося, глубокий психологический анализ, умение в собственных глазах преувеличивать или преуменьшать силу падающего на вас раздражителя. Ведь не секрет, что иногда мы на слабый раздражитель реагируем

так, как будто нас убивают. Поэтому научить себя этой адекватности - большая воспитательная задача. Другой механизм - проекция - умение переключать себя, свое внимание на другой раздражитель, тем самым ослабить действие первого. Сосредоточенность ребенка на своей биологии можно отвлечь занятиями спортом, туризмом, увлечением - техникой и т.д.

 

Преодоление тревожности.

Эта проблема по существу распадается на две: проблема овладения тревожностью как состоянием, снятие его отрицательных последствий и устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Для преодоления тревожности как относительно устойчивого образования рекомендуется работа по расширению функциональных возможностей: развитие внимания, обучение избирательности, умению отделить главное от второстепенного, приемам психогимнастики. В преодолении тревожности детей значительное место необходимо уделить развитию двигательных навыков, ловкости, культуре движений, умению держать себя и т.п. Существенная роль отводится развитию правильных приемов самоанализа, формированию умения понимать себя и др.

Обобщая данные психолого-педагогической литературы, можно сказать, что помочь детям по преодолению тревожности может осуществляться на 3-х взаимосвязанных уровнях.

 

1 уровень. Обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью, снятию психоэмоционального напряжения. Для этого можно использовать следующие упражнения, по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп:

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Упражнение «Воздушный шар»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте

в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

 

2 уровень. Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию "запаса прочности".

3 уровень.  Перестройка особенностей личности школьника, его самооценки и мотивации.

 

Назовем некоторые приемы коррекции  тревожности.

  1. Переориентация симптомов тревоги. Часто школьники с повышенной тревожностью деморализуются первыми признаками появления этого состояния. Во многих случаях оказалось полезным рассказать, объяснить им, что это признак готовности действовать (признак активизации), их испытывает большинство людей, и они помогают ответить, выступить им как можно лучше. Опыт показал, что при определенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертова колеса» (психологического круга).
  2. Настройка на определенное эмоциональное состояние. Школьнику предлагается медленно связать взволнованное, тревожное, эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом, а спокойное, расслабленное – с другим, уверенное, «побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, а затем - второе, перейти к третьему, повторяя этот тренинг несколько раз.
  3. «Приятное воспоминание». Школьнику предлагается вспомнить ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно лучше, ярче стараться вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
  4. «Исполнение ролей». В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы в его образе.
  5. Контроль голоса и жестов. Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенности. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.
  6. «Дыхание» Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения. Например, сделать вдох вдвое длиннее, чем выдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд и т.д.
  7. «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, переживаниях, детально продумывается собственное поведение.
  8. «Доведение до абсурда». В процессе беседы со взрослым, а также в некоторых других априорно спокойных ситуациях школьнику предлагается изображать очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
свернуть

Как поддержать ребенка в любой ситуации

КАК ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА в любой ситуации

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1) опираться на его сильные стороны;

2) избегать подчеркивания промахов;

3) показать, что вы довольны поведением ребенка;

4) уметь проявлять любовь и уважение к ребенку;

5) уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие, с которыми ему легче будет справиться;

6) проводить больше времени с ребенком;

7) внести юмор в отношения с ребенком;

8) знать обо всех начинаниях ребенка;

9) уметь взаимодействовать с ребенком;

10) позволить ребенку самому решать свои детские проблемы;

11) избегать телесных наказаний;

12) принимать индивидуальность ребенка;

13) проявлять веру в ребенка;

14) демонстрировать оптимизм.

Слова поддержки:

  1. Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  2. Ты делаешь это очень хорошо.
  3. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
  4. Это сложный вопрос, но я уверен, что ты готов к нему.

Средства поддержки:

Слова: красиво; аккуратно; прекрасно; здорово; замечательно; вперед; продолжай и т.п.

Высказывания: я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; я рад, что ты в этом участвуешь; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал, и т.н.

Прикосновения: похлопать по плечу; дотронуться до руки; мягко приподнять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его и т.д.

свернуть

Для педагогов учреждений образования по предупреждению преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних

ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района»

Отдел профилактики и комплексной реабилитации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

для педагогов учреждений образования

по предупреждению преступлений против половой свободы

и половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель, 2022

 

Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних – сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, медицинских специалистов, правоохранительных органов и родителей.

К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждение к действиям сексуального характера, использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией и др.

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

 

Признаки сексуального насилия

над несовершеннолетними

Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:

  • оральные: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо переедание (булимия);
  • анальные: разрывы и выпадения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, запоры;
  • вагинальные: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются: гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального отверстия; кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия; повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота; боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи; рвота; потеря сознания; болезни, передающиеся половым путем; ранняя неожиданная беременность.

Признаками сексуального насилия являются: порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный  секс,  мастурбация,  изготовление  порнографических  снимков) не оставляют физических следов.

 

Последствия сексуального насилия

над несовершеннолетними

Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, препятствующим реализации личности в будущем.

Необходимо учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия в силу возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

Изменения в проявлении сексуальности ребенка:

  • не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных отношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);
  • сексуальные действия, направленные на самих себя (аутосексуальные действия): демонстрация интимных частей тела; мастурбация;

необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам: чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания; имитация полового акта; соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу; сексуальные действия с другими детьми;

  • необычная сексуальная активность по отношению ко взрослым: трение половыми органами о тело взрослого; завлекающее поведение по отношению ко взрослым.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

  • постоянное возбуждение, истерические симптомы: стремление куда-то бежать, прятаться; нервные срывы, истерики;
  • депрессивные симптомы: заторможенность, замкнутость, изоляция, уход в себя, подавленность; задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие; переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;
  • проявление агрессивности и враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее;
  • самоагрессия: причинение травм и увечий самому себе; курение, употребление алкоголя, наркотиков; побеги из дома, прогулы школы; проституция; самоповреждения, попытки совершить суицид или желание это сделать;
  • возникшие трудности в общении с ровесниками: нежелание принимать участие в подвижных играх; отказ от общения с прежними друзьями, отсутствие друзей своего возраста; отчуждение от братьев и сестер;
  • поведенческие изменения: возврат к детскому поведению или, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  • изменения в отношении к собственной внешности: утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой или, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»);
  • крайняя настороженность, подозрительность;
  • амбивалентные чувства ребенка ко взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться…»);

 

Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:

  • рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку…»).
  • виктимность (жертвенность) ребенка: неспособность защитить себя, несопротивление насилию, смирение; навязчивая зависимость; чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
  • неожиданные, резкие перемены к: конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»), месту («Я не могу ездить в лифте»), любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);
  • изменение отношения к школе и учебной деятельности: резкое изменение в успеваемости; пропуски отдельных уроков, прогулы школы;
  • изменение отношения к семье вплоть до ухода из дома.

Изменения самосознания ребенка:

  • снижение самооценки: обесценивание себя, недовольство собой, презрение, жажда победы и самоутверждения любой ценой;
  • вина, стыд, чувство собственной испорченности: восприятие ребенком себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

  • навязчивые страхи, тревога: боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком; боязнь раздеться (например, нежелание заниматься физкультурой, отказ снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
  • сопротивление тактильным контактам: нежелание, чтобы целовали, обнимали, нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;
  • боли (головная боль, боли в области живота и сердца);
  • нарушения сна (страх перед сном, ночные кошмары, бессонница);
  • боязнь телесных повреждений;
  • резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или же ожирение;
  • тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но, если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

 

Категории лиц, склонных к совершению преступлений

против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Лица, склонные к совершению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних:

  • лица, проживающие отдельно либо имеющие возможность уединяться в отдельном жилом доме (дача, дом в деревне, здания религиозных общин и т.д.), куда периодически ходят несовершеннолетние;
  • лица, проводящие занятия с детьми без документов, разрешающих их проведение (рисование, спортивные занятия, музыка, развивающие занятия);
  • лица, склонные к распитию спиртных напитков, курению, просмотров запрещенных видеофильмов и т.д.;
  • лица, проповедующие различные формы религии и сект;
  • лица, бесцельно посещающие территорию учреждений общего среднего, дошкольного, дополнительного образования, в которых не проходят обучение или воспитание их дети;
  • антисоциальные лица, имеющие на воспитании несовершеннолетних детей;
  • приемные семьи, детские дома семейного типа и т.п., в которых кроме приемных, имеются совершеннолетние биологические дети, не вступившие в законный брак;

-лица, которые безвозмездно неоднократно передают посторонним детям какие-либо предметы (телефоны, игрушки, сладости и т.п.), а также постоянно оказывают им знаки внимания;

  • лица, которые открыто, предлагают несовершеннолетним вступить в половую связь, принять участие в откровенной видео - фотосъемке, либо показать посторонним интимные части тела;
  • одинокие работники учреждений образования, медицинских учреждений, проводящих большое количество времени с детьми наедине (проведение дополнительных занятий, кружков, секций).

В своем большинстве преступники, совершающие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, находясь в детском возрасте, на себе испытали жестокое отношение со стороны родителей, законных представителей или посторонних взрослых, либо стали жертвами половых преступлений. В результате, став взрослыми, они продолжают на подсознательном уровне испытывать угрозу со стороны взрослых и начинают искать отношения с несовершеннолетними, т.е. с лицами, находящимися в возрасте до применения к ним насилия.

 

Семейное насилие

Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие  родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и порой раскрываются  лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают  из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если  узнают о случившемся.

Инцестные действия - сексуальные злоупотребления близкими  родственниками по отношению к несовершеннолетнему.

Факторы, которые повышают вероятность сексуального  использования детей:

  1. Самый важный из них - наличие отчима, повышающий риск насилия для девочек более, чем вдвое. Вполне возможно, что в некоторых случаях мужчины женятся на разведенных женщинах для того, чтобы  получить возможность вступать в сексуальные контакты с их детьми.
  2. Второй по значению фактор – негативное отношение матери к сексу. Мать подсознательно или вполне осознанно как бы предлагает  дочери свое право сексуального обслуживания отца полностью или только в той части, которую не может или не хочет выполнять сама. Связь отец – дочь может создаваться и в целях ее противопоставления матери.
  3. Низкий уровень образования матерей;
  4. Плохие отношения с матерью;
  5. Скупость на ласки отца;
  6. Бедность и отсутствие у ребенка близких друзей.

Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же  делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом!  Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, сектор охраны прав детства.

Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не  позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш  ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к  его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним.  Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет  ничего дороже счастья собственного ребенка. Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его  беспокоит.

         По закону дело об изнасиловании несовершеннолетнего ребенка может быть возбуждено и без заявления, если об этом факте стало известно из других источников.

 

Преступления в сети Интернет

         Еще один вид преступлений: размещая главным образом на личных электронных страницах социальных сетей видеоролики, видеофильмы и фотографии порнографического содержания для всеобщего просмотра, граждане в большинстве случаев не догадываются о противоправности своих действий,    либо полагают,   что останутся вне досягаемости для правоохранительных органов, вместе с тем данные действия влекут уголовную ответственность.

Общественная опасность данного преступления выражается в причинении существенного ущерба выработанной в обществе морали и устоев, регулирующих восприятие половых отношений между людьми. Половые отношения относятся к сфере интимной жизни человека, демонстрация которой общественной моралью признается недопустимой или ограничивается рамками искусства, образования или медицины. Грубое, вульгарное, демонстративное изображение полового акта и гениталий оказывает существенное негативное влияние на культуру половых отношений, особый вред причиняет формированию половой чувственности несовершеннолетних, стимулирует преждевременное и извращенное формирование половой страсти, стирает границы дозволенного и недопустимого в половых отношениях. Косвенным образом распространение порнографии влияет на количественные и качественные показатели преступности в сфере половой свободы и половой неприкосновенности. Порнография может использоваться для развращения несовершеннолетних и малолетних, для удовлетворения самых низменных чувств человека.

Немаловажную роль в распространении подобных преступлений сыграл Интернет. Социальные сети стали большим полем для деятельности педофилов. Статистика показывает, что каждый пятый ребенок в возрасте от 10 до 17 лет, пользующийся Интернетом, с его помощью получил предложения сексуального характера от взрослых пользователей. Каждому четвертому ребенку, вступившему через чаты в переписку с взрослыми пользователями, были показаны картинки и фотографии порнографического характера. «Сетевые педофилы» создают специализированные сайты, где общаются между собой, рассказывают друг другу об очередных «подвигах». Иногда совращение ребенка начинается прямо в Интернете и заканчивается встречами в реальной жизни: выведывается необходимое количество информации о ребенке, и, когда между собеседниками возникает определенная степень доверия, назначается встреча. В таком случае обычно она заканчивается насилием над ребенком и носит однократный характер.

Также необходимо обращать внимание на несовершеннолетних резко изменивших свое поведение, а именно:

  • ведут взрослые разговоры об интимной жизни;
  • приобретают вещи и предметы, которые ранее им не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);
  • увеличивается количество общений по средствам мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися их сверстникам;
  • появляются денежные средства, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых дети не могут объяснить либо явно врут;

-отказываются продолжать ходить на частные занятия, резко меняют свое отношение с положительного на негативное, в отношении лица которое проводило занятия, при этом не могут объяснить причину своего поведения;

  • отказываются, либо пытаются избежать прохождения планового медицинского обследования;
  • стараются больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становятся замкнутыми;
  • боясь взрослых, о происходящем насилии рассказывают «по секрету». своим близким друзьям, жалуются на боли половых и внутренних органов.

 

Мифы о детском сексуальном насилии

Миф 1. Дети лгут о том, что над ними производят сексуальное насилие.

Реальность. Дети редко лгут о том, что над ними совершается сексуальное насилие, хотя, чтобы защитить насильника, они могут приуменьшать природу и степень насилия. Рассказывая о совершенном над ними насилии, дети не только рискуют быть наказанными насильником, но и, при этом, безусловно, вносят разрушения в свою жизнь. Поэтому, если они говорят о насилии над ними, — необходимо обратить внимание на их слова.

Миф 2. Дети являются соблазнителями в сексуальных взаимоотношениях взрослого с ребенком.

Реальность. Дети, как и все живые существа, испытывают сексуальные чувства. Однако у них отсутствуют знания и опыт для того, чтобы инициировать сексуальную активность вне группы сверстников. Взрослые, обладая такими знаниями и опытом, должны осознавать, что сексуальные действия с ребенком

— это эксплуатация ребенка и нанесение ему вреда.

Миф 3. Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершают чужие люди.

Реальность. Чаще всего (в 75-90 % случаях) сексуальное насилие над детьми совершают люди, которых дети хорошо знают, и которым доверяют. В более чем 50 % случаев доказанного насилия, оно совершается отцами, отчимами или другими близкими членами семьи.

Миф 4. Сексуальное насилие случается только один раз.

         Реальность. Чаще всего сексуальное насилие над детьми — это длительно продолжающийся процесс,   при котором эксплуатируются близкие, доверительные отношения, установившиеся между взрослым и ребенком. Часто вовлечению ребенка в непосредственные сексуальные действия предшествует длительный период сексуального ухаживания.

Миф 5. Сексуальное насилие начинается в пубертатном возрасте.

Реальность. Сексуальное насилие может произойти, когда ребенок находится еще в младенческом возрасте, и дети дошкольного возраста считаются группой высокого риска. Наиболее часто подвергаются насилию дети от 8 до 11 лет.

Миф 6. Только половой акт вредит ребенку.

Реальность. Любая форма сексуального насилия травмирует ребенка. Вред, нанесенный сексуальным насилием, носит преимущественно эмоциональный характер, он проистекает из переживаний, вызванных, предательством доверия и потерей детства. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают глубокое чувство изоляции, стыда, и тревоги, отсутствия собственной значимости. Эти симптомы, если их не лечить, остаются и во взрослой жизни.

Миф 7. Сексуальное насилие совершается только над девочками.

Реальность. Статистика случаев сексуального насилия показывает, что девочки чаще, чем мальчики, подвергаются насилию. Однако значительное число мальчиков также являются жертвами насилия. Наиболее часто они подвергаются сексуальному насилию вне семьи, со стороны людей, совершавших насилие не один раз.

Миф 8. Дети соглашаются на сексуальные отношения.

         Реальность. Иногда дети могут соглашаться на участие в сексуальных действиях потому, что у них отсутствуют возможность, опыт и знания для оказания сопротивления или потому, что они боятся последствий. Дети, лишенные привязанности, вовлекаются в сексуальные действия чаще, чем другие.

Миф 9. Дети получают удовольствие от сексуального насилия над ними, в противном случае они бы рассказали о нем или нашли бы способ его прекратить.

         Реальность. В первое время детям могут нравиться привязанность или внимание, которые им уделяются. Если насилие продолжается долгое время, они могут предпринять попытки остановить его. Но чаще всего дети боятся того, что им не поверят, или их накажут за то, что они рассказали. Какими бы ни были обстоятельства, детей нельзя винить за то сексуальное насилие, которое над ними совершалось.

Миф 10. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Реальность. Статистические данные о совершении женщинами сексуального насилия невысоки, но, тем не менее, женщины также его совершают. И любой обнаруженный случай насилия со стороны женщины должен рассматриваться так же, как если бы это было совершено мужчиной.

Поэтому особую важность приобретает разъяснительная работа, как среди несовершеннолетних, так и их родителей, по повышению бдительности, осторожности при общении с незнакомыми людьми, недопущению нахождения детей одних в общественных местах, на улицах, организации их сопровождения к местам учебы и отдыха, особенно в вечернее и ночное время суток.

 

Жертвой может стать любой ребенок,

однако, есть дети, которые попадают в руки насильника

чаще, чем другие.

 

  1. Как ни странно, это послушные дети.

У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение»,  «главное для тебя - слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.

  1. Доверчивые дети.

Педофил может предложить вместе поискать убежавшего  котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.

  1. Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята.

Это не обязательно дети из неблагополучных семей, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.

  1. Дети, стремящиеся казаться взрослыми.

Девочка, которая красит губы, носит  сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.

  1. Подростки, родители которых пуритански настроены.

Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится   «лучшим другом».

  1. Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике.

Бесконечные сериалы  про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины - это те, которые  сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе'' друзей из уголовного мира.

 

3 задачи взрослого

в случае выявления признаков или

раскрытия сексуального насилия над ребенком:

  1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.
  2. Сообщить руководителю учреждения образования и органы внутренних дел.
  3. Предупредить повторение насилия, для чего создать теплую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью и доверительностью отношений.

 

Рекомендации педагогам

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии

Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом жестоком обращении, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.

Успокойте  и  подбодрите  пострадавшего  ребенка.  Объясните, что рассказывая вам о случившемся, ему будет проще это пережить. Дайте понять, что вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что рассказал мне»).

Поощряйте ребенка рассказать, что случилось. Дайте ему выговориться.

Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.

Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.

Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.

Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться эмоционально. Помните, что нужно терпение, так как убедить ребенка поверить может оказаться нелегко.

Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.

Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.

Заверьте ребенка, что сначала согласуете с ним свои действия и всегда будете его поддерживать. Не обещайте, что не расскажите об услышанном. Скажите ребёнку, что вы хотите ему помочь, но не торопитесь придумывать решения (желание как можно быстрее помочь и все устроить – часто встречающееся заблуждение при разговорах с жертвами насилия).

Будьте честны. Объясните ему, что конкретно вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, социальному педагогу или милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(-а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо»).

Обговорите с ребенком разные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми и (может быть) попросить у них помощи.

Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой, медицинской.

Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.

Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечнососудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать.

Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится  на  него  (он  может  оказаться  членом  семьи,  родителем или опекуном). Терпеливо отвечайте на вопросы, рассеивайте тревоги ребенка.

После окончания разговора сделайте подробную запись.

Если насильник – в семье (отец, отчим, брат), то необходимо изъятие ребенка из семьи.

 

Чего не стоит делать?

Не старайтесь преуменьшить значение того, что случилось. Всякое сексуальное насилие имеет последствия, даже если это случилось лишь однажды или никогда не заходило дальше «баловства».

Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата». Ничто не может служить оправданием для насилия.

Не ищите оправданий для насильника. Какими бы ни были его проблемы, это не дает права на совершение насилия.

Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было. Последствия  насилия  таковы,  что  навязчивые  воспоминания  и  мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство и неуверенность в будущем. Лучше  обратиться  к  психологу,  имеющему  опыт  работы  с  детьми, подвергшимися насилию.

Не давайте ребенку опрометчивых обещаний («Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо»). Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).

Не реагируйте с ужасом, высказывая очевидный шок или отвращение.

Сократите высказывания оценочного или осуждающего характера.

Не переносите свои чувства на жертву. Важно сказать ребёнку, что услышанное вас обеспокоило, и что он поступил правильно, поделившись с вами.

 

Практические рекомендации детям и родителям,

которые могут помочь предупредить преступления

против половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

Правила безопасного поведения для детей:

  • если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься;
  • всегда отказывайся, если незнакомец предлагает тебе что-то посмотреть или помочь донести;
  • если тебе предлагают сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями;
  • если у тебя возникают какие-либо проблемы, поговори о них с родителями или другими взрослыми, кому ты сам доверяешь.
  • подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом;
  • если кто-то идёт - не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу;
  • если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить, можно также воспользоваться телефоном;
  • если незнакомый мужчина уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома;
  • не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром;
  • при внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.

        Чтобы избежать опасности в лифте:

  • входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину;
  • если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину;
  • не входи с незнакомым человеком в лифт;
  • если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями;
  • постоянно нажимай кнопку ближайшего этажа;
  • если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь;
  • оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший;

А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:

  • если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай, не плачь, сохраняй спокойствие, разговаривай с насильником.
  • если можешь - защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, в чём есть.

        Правила поведения в автомобиле.

Машина - это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. И взрослым и детям надо чётко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина. Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле надо выполнять:

  • если добираешься на попутной машине, попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщи об этом родителям;
  • если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполнено и машина не остановлена, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к машине внимание других водителей. Если перекресток патрулируется, постарайся обратить внимание сотрудника милиции;
  • не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины;
  • не садись в машину, если в ней уже сидят пассажиры;
  • идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.

         Если к ребенку пристаёт незнакомец или даже знакомый человек :

  • не жди, когда тебя схватят;
  • если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь;
  • убегай в сторону, где много людей;
  • если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку;
  • используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего;
  • дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль;
  • как только он ослабит хватку - убегай.

        

Рекомендации родителям

Что вы можете сделать, чтобы обезопасить своих детей

Научите детей не знакомиться на улице с посторонними людьми.

Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон.

Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер, водопроводчик.

Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, является фраза, что мама и папа заняты. Не следует говорить звонящему, что родителей нет дома. Так же ребенку следует вести себя в случае, если в тот момент, когда он остался дома один, кто-то звонит в дверь.

Поместите рядом с телефонным аппаратом номера ваших телефонов и телефонов экстренных служб (внесите телефонные номера в базу данных телефона).

Ребенок должен знать, кому из друзей и соседей он может позвонить в отсутствие родителей, если он окажется в критической ситуации, испугается.

Выучите с ребенком ваши телефонные номера.

Научите ребенка говорить «нет» любому взрослому,  вызывающему у ребенка чувство опасности.

Научите ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» («Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.

Придумайте вместе с ребенком «пароль безопасности» – легко запоминающееся кодовое слово, которое он сможет использовать в качестве сигнала в ситуации опасности.

Научите ребенка никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если тот не знает «пароль безопасности».

Не позволяйте детям гулять в непредназначенных для этого местах (на свалках, стройках и др.).

Не позволяйте детям далеко уходить от дома.

Не отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения хорошо знакомого вам взрослого человека.

Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, учреждения дополнительного образования. Если ребенка забирает кто-то другой, предупредите об этом воспитателя или учителя заранее.

Убедите ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.

Не позволяйте детям подбирать предметы и игрушки на улице или брать их у чужих людей. Также не разрешайте принимать от незнакомцев сладости.

Если ваш ребенок регулярно ходит в определенные места (в школу, магазин, кружок и др.), определите с ним наиболее безопасный маршрут.

Даже если вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у  своего  ребенка,  в  каком  именно  месте  он  гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.

Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих территории района, где вы живете, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должны быть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.

Не стесняйтесь знакомиться с родителями друзей и знакомых вашего ребенка. Это следует делать всегда. Обменяйтесь с ними номерами телефонов. Держите эти номера и номера ближайшего отделения милиции под рукой.

Если ребенок еще мал, но у него есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов и записей. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер вашего ребенка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребенка. Заблокируйте ненужные приложения.

Если ребенок сообщил вам, что он записался в учреждение дополнительного образования детей и взрослых (клуб по интересам, кружок, спортивную секцию и др.), не поленитесь его посетить. Поинтересуйтесь, кто руководит учреждением, кто следит за порядком, графиком работы, наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите учреждение. Помните, что если оно вам не нравится, вы имеете право запретить ребенку его посещать и потребовать от охраны заведения не пускать его туда.

Если вы отдаете ребенка в учреждение дополнительного образования, не стесняйтесь поинтересоваться у руководителя, кто конкретно будет работать с детьми. Говорите с ребенком о его педагогах. Если ребенок не сможет внятно описать отношение к педагогу или вообще не хочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей, посещающих кружок.

Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние оздоровительные лагеря. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.

Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.

         Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»:

  • Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
  • Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
  • Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
  • Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с собой время.

Что делать, если над ребенком издеваются в школе?

1.Разговор с учителем, школьным психологом, администрацией школы.

2.Лучше не брать на первый разговор с учителем ребенка.

3.Поговорить с родителями детей, издевающихся над ребенком.

4.Поговорить с самими детьми.

  1. Обучение ребенка умению постоять за себя – как в физическом, так и в моральном плане.
  2. Разбор ситуации совместно со всеми её участниками и учителем без наказаний или дальнейших обвинений.

Социальные сети: в чем угроза?

  1. Личная информация (домашний адрес, телефон, социальный статус) легко может быть использована злоумышленником.
  2. Неизвестно, с кем общается ваш ребенок.
  3. Формируется особый тип коммуникации, нарушается естественная потребность в общении.
  4. Подмена реального общения с близкими, общением с большим количеством людей, иллюзия друзей и популярности.
  5. Чрезмерное влияние на самооценку и социальный статус подростка.
  6. Результат - отклонения психофизического и духовного развития ребенка.

 

      Уважаемые родители! Открывайте каждый день ребенку свою любовь словом, взглядом, прикосновением!

1.Научитесь сами справляться со стрессами и не срывайтесь на ребёнка.

2.Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

  1. Дом должен быть надёжным и безопасным для ребенка.
  2. Не будьте чересчур требовательным к своему ребенку, у вас тоже бывают неудачи.
  3. Держите правильный баланс между развитием самостоятельности ребенка и оказанием ему помощи.
  4. Всегда интересуйтесь мнением и чувствами ребенка.
  5. Ребенок должен быть уверен на 100 %, что его любят.

 

При этом нельзя:

  • прививать ребенку страх перед сексуальностью;
  • вести себя так, чтобы ребенок начал бояться взрослых, видя в каждом из них потенциальную опасность.

Помните: интересы ребенка важнее всего!

 

Планирование профилактической работы в школе

Профилактическая работа по предупреждению преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних должна включать в себя обязательным компонентом просветительскую и воспитательную деятельность.

Данный вид работы может проводиться через реализацию программ в учреждениях общего среднего и дошкольного образования. Цель данной программы:         формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях. Задачи: защитить обучающихся от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста; организовать совместную работу с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях; продолжить сотрудничество с органами опеки и попечительства, правоохранения, здравоохранения, культуры с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности. Участники программы:         педагогический коллектив, родительский коллектив, учащиеся. Ожидаемые результаты реализации программы: формирование ответственной, успешной,         способной  к жизни в обществе личности; отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.

Содержание программы:

  1. Мероприятия с педагогическим коллективом:

- семинары классных руководителей по формированию у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- педагогика поддержки ребенка: взаимодействие учреждения образования, семьи и социума по профилактике девиантного поведения обучающихся;

  • конструктивное партнерство учреждения образования и семьи;
  • совершенствование воспитательно-профилактической работы с целью формирования у классных руководителей установки на применение технологий педагогической поддержки в работе с обучающимися разных категорий.
  1. Мероприятия с родительским коллективом:
  • групповые и индивидуальные формы работы, современные технологии, тренинги, диспуты, педагогические чтения и т. д.

Тематика классных родительских собраний:

         1-4 классы: эмоциональное неблагополучие детей; особенности воспитания и доверительные детско-родительские отношения; профилактика трудного поведения; как укрепить привязанность ребенка к родителям; половое воспитание;

         5-9 классы: психологические особенности детей подросткового возраста; неформальные молодежные группы в      современной подростковой субкультуре; конфликты в семье и школе; досуг подростков.

         10-11 классы: психологические особенности раннего юношеского возраста; отношения подростков с родителями: социально-ролевое взаимодействие; профилактика семейного насилия над детьми.

  1. Мероприятия с учащимися подразумевают как традиционные формы работы (беседы, диспуты, тематические классные часы, встречи), так и активные современные технологии (тренинги, акции, сюжетно-ролевые игры, проекты, студии, брифинги, деловые игры и т.д.).

 

 

 

свернуть

«Виктимное поведение подростков: причины, профилактика»

Виктимное поведение представляет собой совокупность приобретенных человеком физических, психических и социальных черт и признаков, повышающих вероятность превращения его в жертву преступления или деструктивных действий. А.В. Мудрик привел определение понятию виктимности: «Виктимность – субъективная предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств» и указал, что «повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье». Люди, рискующие оказаться в положении жертвы,  демонстрируют разные виды виктимного поведения: агрессивным поведением вызывающе провоцируют преступника; пассивно подчиняются насилию; проявляют невнимательность или  абсолютное непонимание хитростей преступника. Главный признак виктимного поведения – это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек или ребенок оказывается в роли потерпевшего (жертвы).

Самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные трудные жизненные ситуации – подростковый. Это тот возраст, когда при отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения, групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут.

Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные и др.

Фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может передаваться по наследств. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии,  саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации необходима виктимологическая профилактика населения, в особенности подростков. 

Основные составляющие виктимности подростков:   

  1. 1. Возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в виде становления платонического, эротического или сексуального либидо в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью.
  2. 2. Такие индивидуально-психологические особенности личности, как неадекватная самооценка, высокие показатели по уровню тревожности, эмоциональная неустойчивость, высокая степень нервно-психической напряженности.
  3. 3. В структуре личности: социальная робость, низкая способность к интеграции поведения и высокая степень конформности.
  4. 4. В ситуации конфликта тенденция «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта.
  5. 5. Низкий уровень сексуальной просвещенности.
  6. 6. Нервно-психические расстройства (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.).
  7. 7. Безнадзорность, заброшенность и эмоциональное отвержение, недостаточный уход и недостаток эмоционального тепла, а также отставание в психофизическом развитии, легкая внушаемость, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию.
  8. 8. Условия жестокого обращения в семье, враждебное восприятие мира, готовность быть жертвами насилия со стороны сильных и самим проявлять его в отношении слабых.

Профилактика виктимного поведения детей и подростков:

  1. Выявление деструктивных семей и работа с ними.
  2. Диагностика индивидуально-психологических черт личности подростков с целью выявления «группы риска», подверженности виктимизации.
  3. Профилактика употребления спиртных напитков и ПАВ у несовершенннолетних.
  4. Правильное и своевременное полоролевое воспитание. Формирование у детей знаний в области взаимоотношения полов, морально-нравственных принципов.
  5. Формирование коммуникативных навыков, приемлемых форм и стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях.
  6. Просвещение обучающихся и родителей о наиболее распространенных преступлениях, связанных с посягательством на жизнь и достоинство граждан, обстоятельствах возникновения криминальных ситуаций, эффективных способах выхода из них, особенностях поведения преступников (с привлечением сотрудников ПДН).
  7. Разъяснительные беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения противоправных действий и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях.
  8. Организация досуга детей и подростков во внеурочное время.
  9. Самое главное в профилактике виктимного поведения детей и подростков - это грамотное воспитание и благоприятная психологическая среда развития ребенка в семье. Ведь семья - это не только первый институт социализации будущей взрослой личности, но и микромир, "среда обитания" ребенка. И при правильной ее организации риски виктимизации будет сведен к минимуму.

 

свернуть

КАК ОСТАНОВИТЬ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ? ИНФОРМАЦИЯ. ПОМОЩЬ.

ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ?

«Насилие в семье » — умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания» (Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»)

Виды насилия

Физическое насилие выражается в нанесении увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т. п.

Психологическое насилие выражается в нанесении вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле, изоляции, ограничения круга общения жертвы и т. п.

Экономическое насилие выражается в материальном давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами, отказ от содержания детей, единоличное принятие финансовых решений и т.д.

Сексуальное – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

Пренебрежение– безответственность или неспособность обеспечить пожилому человеку необходимые для жизни условия: еда, питье, чистая одежда, безопасное и удобное жилье помещение, средства личной гигиены, медицинское обслуживание и другое.

Все виды насилия тесно взаимосвязаны. Если в семье агрессор практикует физические виды насилия, безусловно, это причиняет душевную травму, а не только физическую боль. Экономическое насилие строится зачастую на манипулировании и контроле. За сексуальным насилием обычно стоят физические травмы и последствия. Как правило, сложно представить ситуацию, где агрессор применяет только лишь один вид насилия, зачастую жертвы страдают от одновременного проявления различных его видов. 

Замкнутый круг насилия: помните, что если физическое или сексуальное насилие уже имело место, то с большой вероятностью оно повторится вновь.

Причем события будут происходить по нарастающей: с каждым последующим разом увеличивается степень жестокости частота повторений.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ МОЖНО ОСТАНОВИТЬ!

Не ждите!

Вы можете сделать шаг к безопасности прямо сейчас!

КУДА ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?

  1. Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь насилию в семье, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102. Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».
  2. Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате большинства ТЦСОНов имеются высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения.
свернуть