Справка о результатах реализации инновационного проекта

13.05.2022

С целью совершенствования научно-методического обеспечения деятельности учреждения образования, повышения качества образования, внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2021 №  589  «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году, приказа главного   управления по образованию Витебского областного исполнительного комитета  от 31.08.2021 г. № 452 «О порядке осуществления экспериментальной, инновационной и исследовательской деятельности в учреждениях образования Витебской области в 2021/2022 учебном году», приказа  управления по образованию Полоцкого районного исполнительного комитета  от 31.08.2021  № 402 «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Полоцкого  района в 2021/2022 учебном году» в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.09.2011 №251,  продолжена  деятельность  по реализации инновационного  проекта «Внедрение модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города)»  (приказ № 181    от 31.08.2021   государственного учреждения образования «Богатырская базовая школа Полоцкого района» «Об организации инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году»).

Основная идея проекта – повышение уровня организационного развития учреждения образования и формирование новой стратегии управления образовательными системами путем внедрения модели развития лидерской позиции в социокультурном пространстве агрогородка (малого города).

Задачи проекта на 2021/2022 учебный год:

1.Обеспечить создание необходимой управленческой инфраструктуры для формирования в учреждении образования новой ситуации развития, обучения и поэтапного формирования новых профессиональных компетенций субъектов деятельности.

2.Повысить профессиональную компетентность педагогов посредством организации постоянно действующего семинара, исследовательской деятельности в рамках инновационного проекта, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.

3.Скорректировать выбор адекватных управленческих механизмов, необходимых для успешного внедрения модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка  (малого города).

4.Продолжить разработку стратегии и тактики внедрения модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города), реализовать планируемую деятельность по формированию новой стратегии управления образовательными системами, ориентируясь на результат.

5.Обеспечить мониторинг процесса и результатов внедрения модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города).

ГУО «Богатырская базовая школа Полоцкого района» работает в направлении формирования компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования, умения ставить и решать проблемы). Однако средства и формы, которые были использованы ранее, не давали возможности решить данную проблему, не были достаточно эффективными. На данном этапе модель нашей инновационной идеи позволяет сформировать новую стратегию управления образовательными системами путем внедрения модели развития лидерской позиции в социокультурном пространстве агрогородка (малого города).

С целью успешной реализации инновационного проекта создана управленческая команда в составе руководителя инновационного проекта  Медведевой Светланы Геннадьевны, директора учреждения (первая категория), Воюша Руслана Валерьевича, заместителя директора по учебной работе (первая категория), обеспечивающего организационно-методическое сопровождение проекта, руководителя творческой группы Шалухи Надежды Михайловны, учителя начальных классов (первая категория), Боборыко Натальи Фёдоровны, учителя химии, биологии (высшая категория), Бохан Ирины Геннадьевны, учителя белорусского языка и литературы (первая категория), Шашкуновой Анастасии Андреевны, учителя начальных классов (вторая категория), Пинчук Светланы Юрьевны, учителя русского языка и литературы (первая категория). Психолого-педагогическое сопровождение проекта осуществляет педагог-психолог школы Банчевская Ольга Феликсовна.

Для определения механизма взаимодействия разработаны локальные нормативные документы. Порядок организации и осуществления инновационной деятельности определен приказом № 181 от 31.08.2021 года, в котором зафиксирована структурно-функциональная и содержательная модель инновационной деятельности в учреждении образования, научно-методическое, учебно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение.  Разработаны функциональные обязанности участников инновационной деятельности, скорректирована программа и календарные планы по предложению участников инновационной деятельности, что сделало их более реалистичными  и адаптированными. Разработана система материального поощрения.

Организационно-управленческое обеспечение основано на принципах системности, целенаправленности, последовательности, завершенности, научности, делегирования управленческих полномочий участникам инновационной деятельности, что способствовало повышению их мотивации. Творческой группой разработана плановая документация, функциональные обязанности. Был создан коллективный субъект управления – координационный совет. На протяжении учебного года было проведено 4 заседания координационного совета, на которых рассматривались основные вопросы реализации проекта.

Группа работала над решением задач, направленных на развитие лидерской позиции учреждения образования; отбор образовательных и управленческих технологий, позволяющих формировать горизонтальные связи, развивать сетевое взаимодействие; определение способов и возможностей создания современных педагогических инициатив, а также изучение изменения имиджа учреждения образования, его популярности в социокультурном пространстве.

В сентябре 2021 года и январе 2022 года были проведены констатирующие срезы по изучению удовлетворенности субъектами образовательного процесса участием в инновационной деятельности учреждения образования. Анкетирование проводилось методом сплошной выборки.

Экспериментальное исследование было направлено на изучение удовлетворенности педагогов и обучающихся участием в проектной деятельности учреждения образования, родители оценивали полезность работы над инновационным проектом. Полученные данные показывают, что на начало учебного года у участников проекта преобладают репродуктивный (средний) и инертный (низкий) уровни удовлетворенности проектом либо полезности в работе над проектом. Можно отметить лишь незначительное проявление активности у небольшой группы участников (продуктивный уровень). Срез в середине года показал, что преобладают репродуктивный (средний)  и продуктивный (высокий) уровни удовлетворенности проектом либо полезности в работе над проектом. И  лишь незначительное проявление инертности у небольшой группы участников (низкий).

Это позволяет сделать заключение о том, что опрошенные участники проявляют в основном удовлетворенность в участии в проекте и положительно оценивают полезность проекта. На начало учебного года в проекте обновился состав педагогов                 участвующих в проекте, это повлияло на уровень удовлетворенности участия в проекте (не инициативность, самостоятельность в деятельности невысока). В результате второго среза, опрошенные педагоги осознают собственное участие в общественно-значимой деятельности как способ включения в жизнь учебного учреждения, что повлияло на результативность удовлетворенности (Приложение 1).

Для формирования представлений об институциональном лидерстве применялись различные формы проведения заседаний: инструктивно-методическое совещание, методический диалог, круглый стол, индивидуальные и групповые консультации. На заседаниях обсуждались проблемы привлечения внимания педагогов к деятельности в инновационном проекте, компетенции и технологии работы, диагностическая основа организации инновационной деятельности в школе, опыт внедрения модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города)».

Основные результаты работы творческой группы можно найти на сайте учреждения образования в разделе «Инновационный проект»: http://bogatyr.polotskroo.by. Хочется отметить эффективное взаимодействие между участниками творческой группы с помощью современных технологий (облачные технологии, QR-коды, виртуальное моделирование, мессенджеры, соцсети). Система работы по реализации инновационного проекта позволила определить инновационную культуру педагога как значимую образовательную ценность. Механизм контроля в рамках инновационной деятельности реформирован в механизм самоконтроля. Следует отметить, что дневники инновационной деятельности ведутся педагогами в электронной форме.

В рамках реализации инновационного проекта организована практико-исследовательская деятельность педагогов. По результатам инструктивно-методического совещания совместно с консультантом Милинкевич Ю.Ч. на основе личностно-ориентированного подхода продолжена работа над темами педагогических исследований:

1.Использование современных информационных технологий в управленческой деятельности (Воюш Р.В., заместитель директора по учебной работе).

Основные результаты исследований: педагогом разработана электронная система мониторинга качества знаний учащихся с использованием облачных технологий, подготовлена страница школьного сайта «Школьная бизнес-компания» в рамках инновационного проекта, организовано и проведено два заседания постоянно действующего  семинара «От инновации к качеству», организовано проведение декады педагогического мастерства «От инновации к качеству», подготовлен доклад  «Краеведческие исследования родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся» на Брестские областные краеведческие чтения, посвященные Году народного единства и 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского (секция «Современные тенденции воспитания подрастающего поколения на примере изучения истории родного края»). На базе образовательной платформы проведен круглый стол «Социальное партнерство в условиях сельской местности» с участием иерея Андрей Бабушкина, священника прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы (д. Богатырская), Инны Карабан, заведующего Богатырской библиотекой-филиалом № 48, Ольга Лобкис, руководителем творческого объединения Богатырского СДК, родителей, педагогов, учащихся 8-9 класса  школы, а также представителей амбулатории врача общей практики Полоцкой ЦГБ и  ОАО «Полоцкий агросервис». Педагогом реализуются программы факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» (8 класс) и «Профессия моей мечты» (Приложение 2).  

Педагог прошел обучение на дистанционных курсах ВОИРО «Управление учреждением образования в современных условиях».

2.Совершенствование работы родительского комитета класса на основе принципов коллективного управления (Шалуха Н.М. учитель начальных классов).

В результате взаимодействия родительского комитета класса и педагога на базе образовательной платформы была продолжена инициатива по работе объединения по интересам на платной основе «Skratch-программирование» для учащихся 2 класса (приложение, фото 10.). Для успешной работы по данному направлению Шалуха Н.М.  прошла обучение по scratch-программированию в начальной школе.

В рамках реализации инновационного проекта по организации эффективного взаимодействия семьи и школы состоялись встречи с родителями за круглым столом.

В ходе проведения встреч родители получили не только теоретические знания, но и практические навыки по воспитанию ребенка в семье, смогли получить консультации по интересующим вопросам.

Традицией стало проведение   совместных праздников, где родители были не только слушателями, но и активными участниками, находились в роли ведущих и помогали в подготовке праздников.

Однако существует проблема: не все родители вовлечены в работу родительского комитета класса (Приложение 3).

  1. Использование современных информационных технологий в процессе организации работы самоуправленческой деятельности учащихся (Пинчук С.Ю., учитель русского языка и литературы).

Учителем Пинчук С.Ю. были разработаны ментальные карты «Словообразование имён существительных», «Правописание приставок при- и пре», «Имя существительное», «Существительные собственные и нарицательные».

В системе LearningApps.org Пинчук С.Ю. было разработан дидактический материал «Правописание имён собственных», «Имена собственные», викторину «Объедини слова в тематические группы» (6 класс). Данный материал был использован на учебных и факультативных занятиях в 6-9 классах.

С учащимися 6-7 классов был проведён круглый стол по теме «Нужны ли современные информационные технологии сегодняшнему школьнику?» Подростки отметили актуальность использования ИКТ на уроках любых типов, т.к. компьютер даёт возможности получать удовольствия от увлекательного процесса познания. Важно, что, например, после выполнения теста учащийся получает объективный результат с указанием ошибок. Также формируются исследовательские умения, возможность принимать оптимальные решения (Приложение 4). 

У педагога возникли организационные затруднения по работе в инновационном режиме.

 4.Формирование медиакомпетентности учащихся начальных классов на занятиях объединения по интересам на платной основе (Шашкунова А.А., учитель начальных классов).

Учителем Шашкуновой А.А. были созданы необходимые условия для формирования медиакомпетентности учащихся начальных классов на занятиях объединения по интересам на платной основе.

На базе образовательной платформы учителем были успешно спроектированы занятия на платной основе по медиаграмотности «Я-онлайн» (Приложение 5).

Была проведена диагностика уровня медиакомпетентности младших школьников, используя 3 методики – анкетирование младших школьников, методика «Лесенка побуждений» (А. С. Зятькова, О. В. Огородникова) и выполнение заданий на определение деятельностного компонента по Н Ф. Хилько. В результате проведенного диагностического исследования был выявлен пониженный уровень сформированности информационного и мотивационного компонентов медиакомпетентности младших школьников.

Для наиболее полного процесса формирования медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности был разработан комплекс мероприятий «Страна медиа», целью которого было – создать условия для формирования медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности.

В процессе реализации предложенного комплекса мероприятий удалось реализовать только три мероприятия, включённых в комплекс, направленных на развитие информационного компонента медиакомпетентности. После реализации мероприятий из предложенного комплекса было проведено вторичное диагностическое исследование уровня медиакомпетентности младших школьников по двум из первоначальных методик.

Вторичная диагностика показала тенденцию к повышению уровня сформированности информационного и мотивационного компонентов медиакомпетентности младших школьников. На основании полученных данных можно сделать вывод, что в ходе реализации платных занятий  были частично достигнуты запланированные результаты.

5.Подготовка лидеров школьного самоуправления через реализацию принципа «Равный обучает равного» (Бохан И.Г., учитель белорусского языка и литературы).

В процессе реализации инновационного проекта учителем Бохан И.Г. была создана группа лидеров школьного самоуправления, в которую вошли учащиеся 5 класса. С данной группой проведено заседание, где ребята узнали о лидерских качествах, правах и обязанностях лидера. Так же проведён круглый стол, где учащиеся ознакомились с сервисом Learningapps и инструкцией по работе с данным сервисом, после чего прошли практические занятия, на которых дети самостоятельно составляли упражнения с использованием Learningapps. Разработанные задания использовались на уроках белорусской литературы в 5 классе «М.Танк “Ля вогнішч начлежных” і народная легенда “Нарач”. Параўнальны аналіз твораў» и «Шануйце мудрасць..» (гуманістычны пафас казкі Уладзіміра Караткевіча “Нямоглы  бацька”). Фрагменты уроков с использованием ресурса Learningapps группа лидеров проводила самостоятельно. В процессе работы у многих учащихся возникали трудности в подборе учебного материала для составления упражнений, таким учащимся педагогом оказывалась помощь.

Следующий этап работы - круглый стол с лидерами самоуправления по проведению практических занятий с учащимися 5 класса «Разработка упражнений с использованием LearningApps во внеклассной работе». На практических занятиях лидеры самоуправления поделились с учащимися теоретическими и практическими знаниями по разработке упражнений, после чего пятиклассники самостоятельно составляли задания, которые использовались на внеклассном мероприятии по здоровому образу жизни «Всё в твоих руках!».

Основные результаты исследований: педагогом была предпринята попытка построить учебную работу в 5 классе на уроках белорусского языка и литературы на принципах равного обучения.

Бохан И.Г. представила опыт по реализации инновационного проекта на областной научно-практической онлайн-конференции «Современное образование в контексте формирования гражданской культуры личности обучающегося» по теме «Формирование социально адаптированной личности обучающегося с активной гражданской позицией посредством реализации принципа «Равный обучает равного» (Приложение 6).

  1. Развитие профессиональных компетенций через личностно-ориентированные технологии обучения (Боборыко Н.Ф., учитель химии и биологии)

  Основные результаты исследований: на уроках химии и биологии учитель Боборыко Н.Ф. активно применяет технологии уровневой дифференциации, проектные методы, игровые, информационно-коммуникативные. Они относятся к личностно-ориентированным технологиям легко адаптируются к индивидуальным особенностям обучающихся, прививают культуру общения, воспитывают самостоятельность, ответственность, самокритичность.

Результаты  обучения способствуют развитию профессиональных способностей обучающихся, повышают их активность, способствуют интенсификации образовательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности у обучающихся и интереса к предмету.

 Через реализацию идеи образовательной платформы педагогом совместно с сельским советом разработан и реализуется проект по благоустройству школьной территории.

Учителем Боборыко Н.Ф. был представлен опыт на районном методическом формировании учителей биологии по теме «Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках биологии в 7-9 классах» (Приложение 7).

Главной целью творческой группы стало функционирование учреждения в режиме развития, была разработана новая стратегия управления образовательными системами через концепцию создания на базе школы образовательного хаба (полифункциональной площадки) по продвижению различных школьных инициатив. Утвержден единый школьный бренд «ПростоНаука».

В ходе реализации сетевого проекта появилось пять школьных инициатив:

  1. Исследовательская деятельность. Предполагает взаимодействие детей и взрослых для реализации исследовательских проектов.

В 2021/2022 учебном году прошло два заседания постоянно действующего семинара «От инновации к качеству» по теме «Организация исследовательской работы по учебному предмету: от идеи до защиты проекта».

Педагогами Шалуха Н.М. и Шашкунова А.А. была освоена образовательная программа обучающих курсов «Работа с одарёнными детьми в начальной школе с использованием образовательной среды  «Яндекс. Учебник».

Был составлен банк данных учащихся и педагогов, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью.

Педагоги и учащиеся приняли участие в следующих научно-практических конференциях и конкурсах:

  1. VII Международная научно-практическая конференция «Витебский край», посвящённой Году народного единства;
  2. Полоцкая научно-практическая конференция, посвящённая 95-летию Краеведческого музея;
  3. Х-й юбилейная научно-практическая конференция «Великая Европейская война»;
  4. Конкурс «Время выбрало нас…» в рамках республиканской декады гражданско-патриотических дел “Афганістан у лёсах нашых землякоў”;
  5. Областной конкурс исследовательских работ учащихся «Я познаю мир» для учащихся 5-8 классов;
  6. XV Международной молодежной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов

в исторической памяти народа»;

  1. Областной конкурс исследовательских работ учащихся «Вернисаж» для учащихся 2-4 классов.

Для участников инновационного проекта была организована встреча со специалистом научной библиотеки Полоцкого государственного университета Каминским С.А.

В работе конференции приняло участие 12 учащихся 2-9 классов школы, которых подготовили 9 педагогов. В этом году   было много работ, не соответствующих требованиям научно-исследовательским работам. Более 40 % работ имеет хороший уровень подготовленности, 60 % работ требуют обобщения материала и доработки. В этом году улучшилось качество оформление работ в соответствие с требованиями.

Все заявленные работы были представлены с использованием компьютерных презентаций. Решением жюри школьной конференции лучшей была признана работа учащихся 2 и 3 класса Волка Даниила и Комисарова Кирилла, подготовленная под руководством Шалуха Н.М. и Шашкуновой А.А., учителей начальных классов. Данная работа была отмечена членами жюри на школьном этапе дипломом 1 степени. (Приложение 8).

  1. Образовательная платформа. Это полифункциональный центр, где каждый желающий может получить образовательные услуги за установленную плату или бесплатно, проводятся культурные мероприятия, встречи, читаются лекции. Главная задача платформы- подтолкнуть людей к общению и саморазвитию и обеспечить наиболее комфортные условия для этого процесса. В ходе реализации данной идеи разработана концепция по развитию внебюджетной деятельности учреждения образования на основе современных технологий. Открыты новые объединения по интересам на платной основе по русскому языку, английскому языку, математике, хореографии, медиаграмотности, scratch-программированию (впервые среди сельских школ), которые ведут педагоги-инноваторы. Темпы роста внебюджетной деятельности за февраль-март 2022 г. составили 110 %.

На базе платформы проходят занятия с олимпиадниками. Результатом работы с одаренной молодежью стал рост количества дипломов на олимпиады разного уровня по учебным предметам (Приложение 9).

Также на образовательной платформе реализуются программы факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» (8 класс) и «Профессия моей мечты» (9 класс).

  1. Youtube-студия. Это успешная инициатива педагогов Белоус М.В. и Шашкуновой А.А. по творческому взаимодействию детей и взрослых при съемке и монтажу видеороликов. Белоус М.В. со своими учениками приняли участие в республиканском конкурсе видеороликов «Огонек приглашает друзей», отмечены дипломом 1 степени в Республиканском открытом конкурсе любительских фильмов имени Ю. Тарича «Я снимаю кино» в номинации «Новый взгляд» (Приложение 10). На районный этапе конкурса «Молодежь за ЗОЖ» видеоролик «Делай как мы» занял 3 место (Автор: Яцюк Владимир, 8 класс).
  2. Школьная-бизнес компания. В государственном учреждении образования «Богатырская базовая школа Полоцкого района» с 1 сентября 2021 года организована работа   школьной бизнес-компании  «ПростоНаука».

Основной целью обучения учащихся основам предпринимательства является их социализация и профессиональная ориентация, развитие творческого потенциала личности, повышение инициативности и формирование у учащихся предприимчивости, нового отношения к процессу обучения, умения самостоятельно находить необходимые знания для решения различных практических задач.

При этом не ставится цель всеобщей подготовки из школьников предпринимателей. Это невозможно, да и не нужно, поскольку не каждый человек может заниматься этим видом деятельности. Но понимание учащимися целей и принципов организации предпринимательской деятельности, особенностей применения их на практике позволит воспитать творческое, инициативное и ответственное молодое поколение.

Цель: обучение учащихся основам предпринимательства, финансовой и компьютерной грамотности.

Объект: образовательный процесс.

Предмет: электронные средства обучения.

 Руководитель: Воюш Руслан Валерьевич, заместитель директора по учебной работе.

Участники школьной бизнес-компании (учащиеся 8 класса):

-    Бородин Владислав – директор школьной бизнес-компании;

-    Клёнов Артём –   помощник по маргетингу;

-    Пачкаева Анастасия – помощник по финансам;

-    Пачкаева Дарья –  художник-дизайнер;

- Переходцев Илья – помощник по информационно-компьютерным технологиям.

          Было проведено 4 заседания школьной бизнес-компании. Также были разработаны пять образцов продукции (Приложение 11).

  1. Духовно-нравственное воспитание. В д. Богатырская расположен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Тесный контакт школа поддерживает с иереем Андреем Бабушкиным, священником прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы. Взаимодействие учреждения образования с религиозной организацией в вопросах воспитания обучающихся осуществляется на основе плана взаимодействия на учебный год.

Участие обучающихся в мероприятиях, проводимых совместно с религиозной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования, допускается на основании письменных заявлений законных представителей несовершеннолетних обучающихся.

Также в 2021\2022 учебному году на базе 2 класса проводятся факультативные занятия «Основы православной культуры» (педагог Дабижа Р.В.)

Хорошо зарекомендовали себя в практике сотрудничества такие формы работы, как проведение совместных праздников, организация образовательных экскурсий и походов для обучающихся по святым и историческим местам, мероприятия, посвященные памяти православных святых, подвижников, деятелей православного просвещения: занятие ко дню православной книги, книжная выставка.

Педагоги, организующие работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, принимают участие в методических семинарах по данной тематике. Значимое место в совершенствовании научно-методического обеспечения занимают образовательные чтения.

29 октября 2021 года в УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина» в онлайн-формате состоялись VIII Туровские Епархиальные Образовательные Чтения «1030-летие Православия на белорусской земле. Культурно-историческое наследие белорусского народа: диалог поколений».

В мероприятии приняли участие Гонтарев Даниил, учащийся 8 класса ГУО «Богатырская базовая школа Полоцкого района», с выступлением на тему «Краевед И.И. Долгов - исследователь исторического наследия Полоцка в конце ХІХ – начале ХХ века» (секция «Культурно-историческое наследие белорусского народа: диалог поколений»), Слисская Анна, учащаяся 9 класса ГУО «Богатырская базовая школа Полоцкого района», с выступлением на тему «Полоцкое епархиальное училище как центр духовного женского  воспитания во второй половине XIX – начале ХХ века на Полотчине» (секция «Взаимодействие церкви и государства: исторический опыт, основные направления и перспективы»), и Воюш Руслан Валерьевич, заместитель директор по учебной работе ГУО «Богатырская базовая школа Полоцкого района», с докладом на тему «Последний приют солдата» утраченные русские воинские захоронения Первой мировой войны в г. Полоцке как объекты исторической памяти и культурного наследия Витебщины)» (секция «Историческая память как фактор консолидации общества») (Приложение 12).

Таким образом, можно констатировать, что в учреждении образования созданы необходимые условия для реализации инновационного проекта.

Исходя из анализа, можно сделать вывод о необходимости продолжения инновационной деятельность по реализации проекта в следующем учебном году. В ходе инновационной деятельности в текущем учебном году по внедрению модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города) решены все задачи, подтверждена целесообразность темы инновации, план инновационной деятельности реализован. Осуществляется накопление практических материалов для обобщения педагогического опыта инновационной деятельности.

Перспективы экспериментальной деятельности в следующем учебном году: совершенствование медиакомпетентности участников образовательного процесса, использование социальных сетей и медиа для продвижения учреждения образования, продвижение положительного имиджа учреждения образования через деятельность школьной бизнес-компании, расширение сети инициатив,  развитие образовательного хаба (полифункционального центра образовательной направленности) с привлечением учреждений д. Богатырская, развитие детско-взрослого сообщества.

Предложения по использованию результатов экспериментальной деятельности в образовательном процессе: опыт по развитию внебюджетной деятельности учреждения образования, созданию электронных средств обучения, использованию современных технологий в управленческой деятельности, цифровизации и информатизации образовательного пространства, обобщения опыта по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

С целью продолжения инновационного проекта разработан календарный план работы на 2022/2023 год и в учреждении образования созданы условия для выполнения поставленных задач. Педагогический коллектив готов к продолжению реализации инновационного проекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ